-–убрики

 -ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Barmani

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.07.2011
«аписей: 4046
 омментариев: 5195
Ќаписано: 13925


Ќебольша€ прогулка по «амоскворечью... ’–јћ —ќ‘»» ѕ–≈ћ”ƒ–ќ—“» Ѕќ∆»≈… ¬ —–≈ƒЌ»’ —јƒќ¬Ќ» ј’

¬оскресенье, 31 ћа€ 2037 г. 13:51 + в цитатник


Ёта публикаци€ на моем сайте - 3 001.  ј потому хочетс€ это отметить.....................

 

Ётот храм - насто€ща€ жемчужина центра ћосквы. я была счастлива посетить его в большой ѕраздник, когда здесь особенна€ красота и  благодать.......................................... 4498623_TROICA_sait_Barmani_101 (700x525, 279Kb)

’рам —офии ѕремудрости Ѕожией в —редних —адовниках — православный храм, берущий начало с 15 века (врем€ построени€ дерев€нного храма).  ѕо имени церкви названа —офийска€ набережна€. ѕредположительно, он был осв€щЄн во им€ св€той —офии в честь  победы ћосквы над Ќовгородом. ќ св€зи с новгородскими походами московского кн€з€ указывает  посв€щение: храм —в€той —офии был главным собором ¬еликого Ќовгорода, который при »ване III был покорен ћоскве. ¬первые она упоминаетс€ в летописи в 1493 году

ѕозднее на этом берегу ћосквы-реки были разбиты царские сады, возникло слободское поселение государевых садовников, ухаживавших за —адом. ќни-то и дали позднейшее название местности: —јƒќ¬Ќ» ». ¬ XVII веке  садовники обосновались непосредственно  на территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную —офийскую церковь.

4498623_TROICA_sait_Barmani_119uyayayayayaya (700x525, 294Kb)

 аменный храм был построен  в середине 17 века, первое его упоминание - в 1682 году, с приделами јндре€ ѕервозванного и Ќикола€ „удотворца.  ¬нешн€€ отделка храма была выполнена в традиционном русском стиле - с кокошниками и килевидными наличниками.. 

¬ 1862—1868 годах по проекту архитектора Ќ .».  озловского была построена отдельно сто€ща€ колокольн€, выход€ща€ на набережную.  олокольн€ из трех €русов (в русско-византийском стиле) перекликаетс€ с кремлЄвскими башн€ми на другой стороне реки.

Ёто архитектурна€ доминанта —офийской набережной. » не только. ќна видна издалека и €вл€етс€ насто€щим украшением центра ћосквы.

4498623_TROICA_sait_Barmani_119u (700x525, 393Kb)

“рагические времена дл€ ћосквы и «амоскворечь€ - война 1812 года. Ќашествие Ќаполеона и пожар ћосквы стал насто€щей трагедией дл€ многих храмов, разделивших общую судьбу. ¬ ведомости о состо€нии московских храмов после нашестви€ непри€тел€ было сказано, что на —офийской церкви «крыша от пожара в некоторых местах обвалилась, иконостасы и в них св€тые иконы целы..........."

”же 11 декабр€ 1812 года, меньше, чем через 2 мес€ца после изгнани€ французов, был осв€щен јндреевский придел храма. ¬ этом приделе, как и во всех действующих храмах ћосквы, 15 декабр€ 1812 г. прошел благодарственный молебен за победы, одержанные над войском «двунадес€ти €зык».

4498623_TROICA_sait_Barmani_109b (700x525, 344Kb)

ќ судьбе храма впервые послереволюционные годы известно мало. ÷»“»–”ё: 

       "¬ 1918 г. новой властью   был   конфискован   общий  капитал   храма,   который   составил  27000 рублей.
¬ 1922 г. была объ€влена кампани€ по изъ€тию церковных ценностей в пользу голодающих. 

ѕо поводу возникших при изъ€тии эксцессов —в€тейший  ѕатриарх  “ихон  писал:  «»  посему   горестью   исполни-лось сердце  наше, когда  до  слуха  нашегодостигли вести о побоищах и кровопролитии, бывших в иных местах при отобрании церковных вещей. ¬ерующие имеют законное право за€вл€ть о требовани€х от властей, чтобы при этом не  было  никакого  оскорблени€, тем   более поругани€ религиозного их чувства, чтобы сосуды, как св€щенные предметы при —в€том ѕричащении, не могущие по канонам иметь употреблени€ не св€щенного, подлежали выкупу и замене их  равноценными материалами, чтобы к наблюдению за правильностью расходовани€ церковных ценностей    именно на помощь голодающим привлекались   представители от самих верующих. » тогда, при соблюдении всего этого не будет места какому-нибудь от верующих гневу, вражде и злобе». 
»зъ€тое  имущество  в  основном  было описано на вес. ќдних серебр€ных риз вз€то двадцать штук. ќсобую ценность представл€ла золота€ риза, украшенна€ двум€ бриллиантами.

»зъ€то:

  1. »з церкви ¬зыскани€ ѕогибших ценностей весом 12 фунтов 74 золотника
  2. —в€той —офии – 9 пудов 38 фунтов 56 золотников.

Ќаиболее известной иконой, наход€щейс€ в храме и описанной в нескольких дореволюционных научных работах, была икона ¬ладимирской Ѕожьей ћатери, написанна€ в 1697 г. св€щенником »оанном ћихайловым.  ¬о врем€ ликвидации храма в 1932 г.  все имущество церкви было конфисковано.

»кона ¬ладимирской Ѕогоматери была передана в “реть€ковскую галерею, где и хранитс€ до сих пор.

„то касаетс€ церковных ценностей, то после открыти€ архивов вы€снилось, что на помощь голодающим пошло 10% от вырученных денег. ќстальные 90% ушли на содержание всеевропейского сброда библейской национальности, которые "разжигали" мировую революцию в ≈вропе. “ого самого сброда, который потом сначала уничтожал —талин, а потом и другие. »менно они и дирижировали уничтожением русской культуры и физическим уничтожением лучших русских людей.  онкретно в –оссии за союзом безбожников сто€ли “роцкий

и руководитель и дирижер союза безбожников ярославский (ћиней »зральевич √убельман).

00_sojjenie_ikon.jpg ќдно врем€ —оюз безбожников обосновалс€ »ћ≈ЌЌќ в этом храме - в —в€той —офии. » «јѕќћЌ»“≈ ¬—≈: за уничтожением русских храмов ¬—≈√ƒј следовало физическое уничтожение лучших русских, вообще лучших росси€н, которые веками жили в мире на российской земле.4498623_TROICA_sait_Barmani_109b (700x525, 344Kb)

¬ 1930 году церковь была закрыта. «дание храма сначала занимал клуб завода « расный факел», потом оно было переделано под жильЄ с устройством межэтажных перекрытий. ¬ 1941 году в него попала немецка€ бомба. 

≈ще хуже пришлось после войны: в здание въехала лаборатори€ термомеханической обработки »нститута стали и сплавов.  олокольню отдали под трест «—оюзподводгазстрой. ќдна радость: что не снесли полностью..........
4498623_TROICA_sait_Barmani_119 (700x525, 327Kb)

÷»“»–”ё: ¬ 1974 г. начались реставрационные работы.

—ами росписи, покрытые сло€ми побелки, долгие годы считались утраченными. Ќо в начале 2000 г. реставраторам удалось расчистить росписи свода и несколько фрагментов на стенах, и им открылась поистине прекрасна€ картина.

¬ заключении эксперта, сделанном по просьбе нынешнего насто€тел€ храма протоиере€ ¬ладимира ¬олгина и прихожан храма, говоритс€: "—охранившиес€ фрагменты росписи храма должны рассматриватьс€ как уникальный пам€тник русского церковного искусства XX века и как реликви€ ÷еркви, достойна€ особого поклонени€".4498623_TROICA_sait_Barmani_105 (700x525, 344Kb)

÷»“»–”ё: 

¬ 1992 г. здание храма и колокольн€ по распор€жению ѕравительства ћосквы были переданы –усской ѕравославной ÷еркви.  райне т€желое состо€ние полученных зданий не позволило сразу же возобновить богослужение. Ћишь в декабре 1994 года начались службы в подколокольном храме «¬зыскани€ погибших».

11  апрел€ 2004 года, Ќа ѕасху, в  стенах  храма —офии ѕремудрости Ѕожией прошла Ћитурги€ – перва€ с тех мрачных времен запустени€.4498623_TROICA_sait_Barmani_107_1_ (700x525, 353Kb)

÷»“»–”ё: 

¬ 2013 году произведена реставраци€ внешнего вида здани€ колокольни "¬зыскание погибших" организацией ќќќ –—  "¬озрождение".

¬ насто€щее врем€ провод€тс€ реставрационные работы внутри колокольни.4498623_TROICA_sait_Barmani_119u_1_ (700x525, 393Kb)

¬ 1992 году храм был возвращЄн православной церкви, в 2004 году там прошла перва€ литурги€. ¬ 2012 году приступили к реставрации колокольни. Ћетом 2013 года, под руководством звонарей ћосковского  ремл€ и ’рама ’риста —пасител€, были отлиты и установлены новые колокола: гармонически единый подбор во главе с благовестником весом семь тонн. ¬ насто€щее врем€ это самый мощный приходской звон центра ћосквы4498623_TROICA_sait_Barmani_999 (525x700, 278Kb)

ѕќ »Ќ”¬ Ё“ќ“ ’–јћ, € еще долго смотрела издали на его колокольню из парка "«ар€дье", откуда открываетс€ прекрасный вид на центр ћосквы. ¬ид, который поражает своей красотой и гармонией. ќстаетс€ только рукоплескать гению русского народа, "сочинившего" этот шедевральный ансамбль. ¬ котором все не случайно. ј хорошо продумано и подчинено общему замыслу.

Ќам об этом ничего не рассказывали, но планировка ћосквы исторической, какой она сложилась еще в 17 веке, имеет интересный символический подтекст:

 

          ћы даже не догадываемс€, что православное христианское мировоззрение воплотилось в уникальной символической композиции и художественном образе ћосквы —центре –усского ѕравославного ÷арства.

ћы не знаем, что города на –уси сочин€лись как поэма, где все имело смысл и подчин€лось единому замыслу. ѕотому они так красиво и гармонично складывались  в архитектурные ансамбли, удивительные по красоте. ÷еркви и особенно колокольни €вл€лись архитектурными и смысловыми доминантами. ћы даже отдаленно не представл€ем, как красива была –осси€. » какой трагедией стал утрата почти 70 000 церквей.

ƒаже чисто градостроительной и эстетической.

4498623__3_ (700x525, 270Kb)

÷»“»–”ё: " —офийска€ церковь отнюдь не была всего лишь приходским храмом, а имела особенную, исключительную роль в градостроительной концепции ћосквы как “ретьего –има, став определенным символическим центром «амоскворечь€.

÷арицын Ћуг — Ѕольшой √осударев сад с церковью —офии ѕремудрости Ѕожией, €вл€лс€ символом √ефсиманского сада и собирательным образом –а€. ќтсюда €вилось другое название — ÷арицын Ћуг, символизировавшее посв€щение сада с —офийской церковью ѕресв€той Ѕогородице — ÷арице Ќебесной. Ёто было и воплощением идеи ћосквы как ƒома Ѕогородицы: посв€щени€ ≈й русской столицы и молитвенного вверени€ ћосквы под сень ÷арицы Ќебесной. (≈сть верси€ ученых, что такое осмысление ћосквы могло окончательно сложитьс€ как раз после переселени€ покоренных новгородцев, именовавших Ќовгород ƒомом —в€той —офии). ќ том свидетельствует и посв€щение Ѕогоматери главного собора ћосквы — ”спенского.  стати, поскольку его престольный праздник совпадал с праздником —в€той —офии, то народ знаменательно именовал ”спенский собор —в€той —офией. ќн действительно был прообразом храма —в€той —офии в  онстантинополе, в ознаменование преемственности –оссии ¬изантийской империи и унаследовани€ ею статуса древних русских столиц,  иева и ¬ладимира.

Ќа левом берегу ћосквы-реки разворачивалась

основна€ градостроительна€ композици€ “ретьего –има.

Ѕогохранима€ ћосква осознавала себ€ не только преемницей –има и ¬изантии, но и мировым оплотом ѕравославной ÷еркви, что было созвучно идее ћосквы как ƒома Ѕогородицы. √лавными символами этой сложнейшей композиции стали

  • кремлевска€ —оборна€ площадь с ”спенским собором и
  •  расна€ площадь с храмом ѕокрова на –ву, который был архитектурной иконой √рада Ѕожи€ — Ќебесного »ерусалима.

ќсмысление ћосквы как “ретьего –има, хранительницы православи€ и наследницы двух великих мировых держав, вело, во-первых к устроению города во образ Ќебесного √рада и, во-вторых, к воспроизведению в его градостроительной модели главных символов не только двух св€щенных городов, –има и  онстантинопол€, но и »ерусалима, столицы —в€той «емли и его пам€тников, св€занных с «емной ∆изнью »исуса ’риста.  ак, например, «олотые ¬орота, символически воспроизведенные в —пасских воротах  ремл€ и Ћобное место на  расной площади, символ √олгофы. (ѕодробно с этим можно ознакомитьс€ в замечательной книге ћ.ѕ. удр€вцева «ћосква — “ретий –им», представл€ющей уникальное исследование православного градостроительства средневековой столицы).

«амоскворечье по своему вторило  ремлю и представл€ло другую часть градостроительной модели ћосквы. √осударев —ад был устроен во образ √ефсиманского —ада на —в€той «емле. ј сравнительно скромна€ церковь —в€той —офии стала и важнейшим Ѕогородичным символом, и образом главной христианской св€тыни √ефсиманского сада — ѕогребального вертепа Ѕожией ћатери. ћесто погребени€ Ѕогородицы символически св€зано с праздником ≈е ”спени€, который осмысл€етс€ прославлением Ѕогоматери как ÷арицы Ќебесной, и —офийска€ церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Ѕогоматери, переклика€сь с кремлевским ”спенским собором.

ќтличие лишь в том, что в »ерусалиме √ефсиманский сад расположен к востоку от городских стен, а в ћоскве его образ, также отделенный рекой, ориентирован на юг от  ремл€. «авершением же этой символической градостроительной композиции стала шатрова€ ¬ознесенска€ церковь в  оломенском, которую считают символом восьмигранной часовни на ≈леонской горе, на месте ¬ознесени€ √оспода. ќна далеко отстоит от стен  ремл€, но хорошо видна из него.

«амосквореченский сад с —офийской церковью нес в себе и другой величайший образ. ¬ христианстве цветение есть символ Ѕожественного естества, вечно цветущего, и в древности городские сады считались ценностью. Ќа –уси же сад называлс€ –аем, в осмыслении этой христианской истины, и московский √осударев —ад был символом –а€ Ќебесного, –айского сада, а ћосква-река — образом –еки ∆изни в √раде Ѕожием, описанной в ќткровении »оанна Ѕогослова. «» показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исход€щую от престола Ѕога и јгнца. —реди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз принос€щее плоды, дающее на каждый мес€ц плод свой; и листь€ дерева — дл€ исцелени€ народов».

ƒействительно, с двух сторон по обоим берегам ћосквы-реки в центре города находились сады: в  ремле были великолепные террасные сады, спускавшиес€ по склону Ѕоровицкого холма к реке, а напротив с другого берега находилс€ ÷арицын Ћуг. ѕо данным ћ.ѕ. удр€вцева √осударев сад имел фруктовые деревь€, уподобл€вшиес€ библейскому ƒреву ∆изни, и фонтаны, которых было ровно 144, по символической высоте стен Ќебесного »ерусалима (144 локт€), и по числу избранных (144 тыс€чи праведников), записанных в  ниге ∆изни у ’риста. ¬се это представл€ло его прообразом –айского сада, а через —офийскую церковь — образом пребывавших в нем ’риста и Ѕогоматери. ÷арицын луг считают и символом посв€щени€ Ѕогоматери всей ћосквы, а с ней — и –усской земли.

»менно с тех времен нам остались основные архитектурные шедевры, что составл€ют архитектурный ансамбль - ожерелье вокруг  ремл€. 

¬ начале петровской эпохи от √осударева сада осталась только —офийска€ церковь — он сгорел в пожаре 1701 года и больше не возобновл€лс€. ¬ «амоскворечье пришла эра мануфактур и фабрик. јрхитектура подчинилась выгоде и целесообразности - практическому удобству......... перестав заботитьс€ о красоте и гармонии...4498623_svyataya_Sofiya (700x525, 365Kb)

***********************************************************************

 

4498623__1_ (700x421, 257Kb)

«наменитый французский поэт “еофил √отье писал о «амоскворечье 19 века:

Ђ Ќабережна€ на другом берегу ћосквы-реки, вдоль которой идут особн€ки и великолепные дома современной архитектуры, пр€мыми своими лини€ми создает как бы основание огромному океану домов и крыш, которые т€нутс€ за ней до бесконечности. Ќельз€ представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с си€ющими золотом крестами… я долго сто€л вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание.

¬ид на «амоскворечье с Ѕерсеневской набережной, из альбома Ќ.ј. ЌайдЄнова. 1883 г.

(эти фотографии - 1908 года)

4498623_Sofiya_sait_Barmani (700x421, 311Kb)

ј пока еще несколько фотографий, сн€тых на “роицу в ћоскве:

«наменита€ ÷ерковь ¬оскресени€ в  адашах ( здесь все ремонтируетс€ и реставрируетс€, ближе подойти не удалось)4498623_zamena (700x525, 428Kb)—обор  азанской иконы Ѕожией ћатери ( азанский собор в ћоскве) на “роицу.   —Ћќ¬”, это был ѕ≈–¬џ… собор, восстановленный после безбожных времен4498623_Bez_imeni2 (525x700, 345Kb)

ћарина Ѕармани, авторский фоторепортаж от 28 ма€ 2018 года4498623_103 (529x211, 318Kb)     Copyright © 2011-2018. ¬се права защищены.

 

ƒќѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ:
 виртуальна€ 3D-экскурси€ по храму —офии ѕремудрости Ѕожией в —редних —адовниках.

—ери€ сообщений "ћќ— ¬ј, в глубь веков":
¬ыдающиес€ пам€тники архитектуры
„асть 1 - ¬иртуальна€ прогулка по  ремлю
„асть 2 - »скусство кремлевских эмальеров
...
„асть 18 - ƒ≈Ќ№ –ќ——»»: —ќ’–јЌ≈Ќ»≈  ”Ћ№“”–Ќќ√ќ Ќј—Ћ≈ƒ»я
„асть 19 - Ђќн спас около 90 церквей" =ѕЄтр ƒмитриевич Ѕарановский
„асть 20 - Ќебольша€ прогулка по «амоскворечью... ’–јћ —ќ‘»» ѕ–≈ћ”ƒ–ќ—“» Ѕќ∆»≈… ¬ —–≈ƒЌ»’ —јƒќ¬Ќ» ј’

–убрики:  »—“ќ–»я: –ќ——»я,  ќ“ќ–”ё ћџ ѕќ“≈–яЋ»
Ётой –оссии больше нет. Ќо мы должны возродить лучшие традиции дореволюционной –оссии. » усвоить ее уроки.
ћќ— ¬ј, день сегодн€шний
–убрика о том, как сегодн€ живет ћосква
ћетки:  



Barmani   обратитьс€ по имени „етверг, 31 ћа€ 2018 г. 15:05 (ссылка)
Ќашла запись первого звона восстановленной колокольни


ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку