-–убрики

 -ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Barmani

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.07.2011
«аписей: 4013
 омментариев: 5177
Ќаписано: 13845


’”ƒќ∆Ќ»  Ќ» ќЋј… ƒ”Ѕќ¬— ќ…. Ћучший пейзажист –оссии

—уббота, 01 ‘еврал€ 2020 г. 13:37 + в цитатник

—лучайно увидела картины художника - которые мгновенно очаровали и потр€сли мен€, что со мной бывает редко. ѕричем, настолько , что € все бросила и села собирать материалы об авторе. ћен€ удивило, что € до сих пор не знала художника “ј ќ√ќ уровн€.

Ќачалось мое знакомство  с картин с видами зимнего —ергиевского посада.

“акой чудесной Ћавры € не видела Ќ» ќ√ƒј. “акой русской зимы € не видела больше нигде...

4498623_kartina3_Nikolaya_Nikanorovicha_DYBOVSKOGO (699x560, 385Kb)

"Ѕлаговест"

я не удивилась, когда вы€снила, что этот художник когда-то был не менее знаменит, чем Ћевитан. 

ƒа вот только мен€ глубоко потр€сло то, что пам€ть о нем намеренно стиралась.............

“реть€ковым (а его прекрасный вкус никем не оспариваетс€) было куплено дл€ галереи ЅќЋ№Ў≈ картин этого художника, чем картин Ћевитана. ќднако в советское врем€ они оттуда были выдворены....затем сосланы по провинциальным музе€м......затем проданы за границу................ћне стыдно, но его им€ € услышала ѕ≈–¬џ… –ј«...........

 огда-то что-то подобное € узнала про коллекцию картин —аврасова...

¬ то врем€ как количество картин Ћевитана возросло на пор€док... я хорошо знаю, как уничтожали русских ученых, де€телей культуры, интеллигенцию - физически и морально 

Ќо о том, как уничтожјли пам€ть о Ћ”„Ў»’, их наследие..................... € вообще в шоке

—овременные исследователи считают, что в забвении ƒубовского виновата элементарна€ «практика замалчивани€, возвышени€ одного художника за счЄт принижени€ другого»

¬ любом случае: € лично почувствовала себ€ обделенной... 

4498623__6_ (700x558, 332Kb)

Ќиколай ƒубовской ¬ обители. “роице-—ергиева лавра. 1917 г. –остовский музей изо.искусств

4498623_Nikolai_Dybovskoi4 (700x528, 326Kb)

4498623_V_Voronei_slobodke (676x552, 181Kb)

4498623_ (700x510, 471Kb)

Ќ. ƒубовской не раз высказывалс€ о соотношении формы и содержани€, этих ведущих вопросов в истории взаимодействи€ реалистического и идеалистического направлений в искусстве:

«¬ искусстве много сторон, и чисто красочные разрешени€ нам тоже нужны, но что дороже: внешний лоск, который завтра же будет побит ещЄ более нар€дной живописью, или внутреннее, духовное содержание вещи, которое навсегда останетс€ ценным. ‘орма есть средство дл€ воплощени€ идеи, а не главна€ цель».

— Ќ. Ќ. ƒубовской о месте формы в искусстве

4498623_Nikolai_Dybovskoi6 (700x529, 84Kb)

Ќиколай ƒубовской ѕервый снег. 1910 г.  ировский художественный музей имени ¬.ћ. и ј.ћ.¬аснецовых

4498623_Dubovskoy_NN_Winter_Evening_1_1 (700x536, 49Kb)

—ам “реть€ков внимательно следил за творчеством ƒубовского, пополн€€ свое собрание его многочисленными работами

4498623__5_ (700x559, 294Kb)

============================================

÷»“»–”ё: ƒ”Ѕќ¬— ќ… Ќиколай Ќиканорович (1859-1918)

јкадемик живописи, действительный член »мператорской —анкт-ѕетербургской академии художеств, член —овета јкадемии художеств, преподаватель и профессор. ƒубовской написал около 400 картин и более 1000 этюдов............................

ƒубовской Ќ.Ќ.–усский художник-пейзажист Ќ.Ќ. ƒубовской родилс€ 5 (17) декабр€ 1859 года в Ќовочеркасске в семье казака-старшины ќбласти ¬ойска ƒонского. ”чилс€ в военной гимназии в  иеве, но его  т€нуло к искусству. ƒиректор гимназии посоветовал родител€м послать сына учитьс€ живописи. —емнадцатилетний ƒубовской поехал в ѕетербург и поступил в јкадемию ’удожеств (класс профессора пейзажной живописи барона ћ. .  лодта). 

ѕейзажист по призванию и хранитель св€щенных традиций передвижничества по убеждению, Ќ.Ќ. ƒубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. ќ его преданности искусству рассказывали анекдоты. ќднажды он так увлекс€ работой над этюдом с натуры, что забыл о собственном венчании и €вилс€ в церковь, когда его уже почти перестали ждать. 

”же с 1884 года ƒубовской - среди передвижников. “огда же, в 1884 году, состо€лось первое выступление молодого пейзажиста было высоко оценено : ѕ.ћ. “реть€ков приобретает дл€ своей галереи его картину "«има". ¬ этой, уже вполне самосто€тельной работе художника прослеживаетс€ вли€ние его учител€ ћ. .  лодта. Ќо, пожалуй, ещЄ более заметна преемственна€ св€зь с творчеством ј. . —аврасова, ‘.ј. ¬асильева и ј.».  уинджи. 

¬след за "«имой" последовали картины "–анн€€ весна" (1886), "ѕритихло" (1890), "”тро в горах", "«имний вечер", "Ќа ¬олге" (1892 и 1903), которые принесли ƒубовскому широкую известность и выдвинули его в первые р€ды русских пейзажистов. ћожно привести немало восторженных отзывов о произведени€х художника в печати, в воспоминани€х современников. ¬от одно из них, профессора ¬.ј. ¬агнера. "я помню, это было давно, на передвижной выставке по€вилась картина ƒубовского "Ќа ¬олге", - писал он в 1918 году. - Ѕезбрежна€ водна€ гладь, над которой нос€тс€ несколько чаек, чуть заметна€ точка далекого парохода, а над всем этим лиловатые облака, застелившие и даль, и высь небосклона. ¬от и все. Ќо около картины посто€нно толпилась публика и подолгу сто€ла, очевидно, не сразу отдава€ себе отчет в том, что привлекало ее к этому полотну.  артина поражала не техникой, хот€ и безукоризненно хорошей, не мастерством, которое, однако, было налицо, а именно настроением художника, его душевной симфонией, переданной не звуками, а красками его палитры. «ритель приковывалс€ к картине не самой картиной, а тем, что составл€ло ее душу". 

¬се названные произведени€ ƒубовского были куплены “реть€ковым. Ќо одна картина резко выдел€етс€ из этого р€да, и в историю русского искусства ƒубовской вошел прежде всего как автор пейзажа "ѕритихло" (1890, –усский музей; повторение - в “реть€ковской галерее), созданного по этюдам, выполненным на Ѕелом море. ’удожник открыл здесь новый дл€ передвижников мотив, по его словам - "тишины перед грозой". ”знав о том, что полотно "ѕритихло" с передвижной выставки в ѕетербурге приобрЄл царь дл€ галереи «имнего дворца, “реть€ков выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, так как картина оказывалась недоступной широкому зрителю. "ѕовторение по мне вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделалс€ грандиознее", - делилс€ своими впечатлени€ми “реть€ков в письме к –епину. 

“реть€ков внимательно следил за творческим развитием ƒубовского, пополн€€ свое собрание его работами. ѕоследним произведением художника, приобретЄнным им при жизни, было полотно "“ихий вечер" (1898)."ѕоэмой в золотом" назвал еЄ рецензент "–усских ведомостей" Ќ.—еливанов: " артина производит необычайный эффект. Ќебо, едва заметные облака, морска€ даль, воздух, вода - всЄ си€ет золотыми и золотистыми тонами гор€чего €сного дн€. Ѕогатство этих тонов, исход€щих из одного, основного, и сливающихс€ в нем, поразительное".




4498623_Nikolai_N__Dubowski__Drohende_Stille_Russisches_Museum_1_ (700x420, 69Kb)

Ќо где же теперь эти картины, почему, кроме "ѕритихло", целое поколение росси€н не могло видеть других работ ƒубовского в залах галереи? ќтвет прост: из дес€ти картин ƒубовского, купленных ещЄ самим “реть€ковым, п€ть уже давно покинули залы “реть€ковки. —начала они переместились в фондохранилища, а затем были "перемещены" в музеи отдалЄнных городов бывшего ———–. “ак, "“ихий вечер" в 1931 году оказалс€ в ƒальневосточном художественном музее,

"–анн€€ весна" в 1962 году поступила в “уркменский государственный музей изобразительных искусств, пейзаж "ѕосле грозы" - в —аратовский государственный художественный музей... »наче как ссылкой такую акцию и не назовешь. „ем же так "провинилс€" ƒубовской, или ошибс€ в своих вкусах “реть€ков, зр€ собиравший его работы? 

Ќо нечто подобное произошло с наследием художника и в ѕетербурге.

ƒа, ныне в собрании –усского музе€ насчитываетс€ 27 его произведений. Ќо в экспозиции он представлен всего лишь несколькими работами ("ѕритихло" и еще п€ть-шесть этюдов). ÷ентральные произведени€ ƒубовского, такие как "»матра" (1894), "ќтлив" (1898), "Ўтиль" (1899), "–одина" (1904), "—ветает" (1913) - последние три из них до революции входили в коллекцию музе€ јкадемии художеств, - оп€ть-таки были "высланы" на периферию.  артину "Ўтиль", переданную в 1929 году из –усского музе€ в  алининскую областную картинную галерею, ещЄ можно поехать посмотреть. » нужно, ибо она, нар€ду с "ѕритихло", демонстрировалась на ¬семирной парижской выставке 1900 года, где ƒубовской был удостоен серебр€ной медали, единственный из русских пейзажистов (ни ¬.ƒ. ѕоленов, ни ».». Ћевитан тогда наград не получили).

ј вот "–одину", самое значительное и большое по размерам полотно художника (167 х 275 см), увидеть нелегко: она теперь находитс€ в —ибири, в ќмском областном музее изобразительных искусств. ј в 1911 году эта картина экспонировалась на ¬семирной выставке в –име. ќ том, что она там не осталась незамеченной, красноречиво свидетельствует письмо –епина, адресованное ƒубовскому из –има: "Ёто лучший пейзаж всей выставки всемирной, римской... ¬ас, Ќиколай Ќиканорович, € особенно поздравл€ю: ещЄ никогда ¬ы не были так великолепны и могущественны - оригинальна€, жива€ и красивейша€ картина!!!" 

 онечно, можно игнорировать мнение такого авторитета, как ».≈. –епин, такого критика, как ¬.¬. —тасов, и других, не менее известных де€телей русской культуры. ћожно, нарушив посмертное завещание ѕ.ћ. “реть€кова не разъедин€ть собранную им коллекцию произведений русских художников, делать всЄ наоборот. Ќо во им€ чего и в каких цел€х? —лишком очевидно стремление так разбросать наследие ƒубовского по городам и вес€м нашей обширной страны, чтобы его произведени€ не могли уже соединитьс€ в одном зале. ¬ насто€щее врем€ работы Ќ.Ќ. ƒубовского представлены более чем в 70 музе€х –оссии и зарубежных стран. Ќа первый взгл€д, цель как будто бы благородна€: познакомить с творчеством художника зрителей отдалЄнных окраин бывшего —оюза. Ќо на самом деле наследие ƒубовского оказалось выключенным из художественного процесса. Ќужно разъезжать по всей стране, чтобы составить цельное представление о творчестве художника. ј после распада ———– стало и того хуже: многие произведени€ ƒубовского наход€тс€ за границей, и доступ к ним ещЄ более ограничилс€. 

¬от, к примеру, ».». Ћевитан - другое дело. ќтдельный зал с его произведени€ми был в “реть€ковской галерее, ещЄ один - в –усском музее. » в то врем€, когда работы ƒубовского отсюда раздавали по другим музе€м, Ћевитана заботливо собирали. “реть€ков приобрЄл всего двадцать произведений Ћевитана (вместе с этюдами), ныне в галерее их количество приближаетс€ уже к сотне. ¬ –усском музее вначале была приобретена всего одна его картина, к которой с посмертной выставки художника в 1901 году добавилось ещЄ четыре. “еперь же их - тридцать восемь. Ќаверное, никому не придЄт в голову возражать против такого бережного отношени€ к творческому наследию Ћевитана.

Ќо тогда возникает вопрос: а почему ƒубовской обделЄн таким же вниманием? 

"–ок непризнани€ висит над ƒубовским!" - говорили в семье художника. ѕоддержка таких корифеев русской культуры - и непризнание. ≈щЄ одна загадка его творческой судьбы. Ћиста€ старые журналы и газеты, чита€ обзоры передвижных выставок, убеждаешьс€, что ƒубовскому было грех жаловатьс€ на невнимание тогдашней критики. ќн принадлежал к младшему поколению передвижников, в "“оварищество" вступил в 1886 году, в 1889 году стал посто€нным членом совета "“оварищества ѕередвижных ’удожественных ¬ыставок". —о второй половины 1880-х годов он начал выступать на выставках вместе с ј.јрхиповым, ј.¬аснецовым. ¬.—еровым,  . оровиным, с именами которых св€зываетс€ возникновение новой русской пейзажной живописи. ќпира€сь на опыт старших передвижников, заложивших основы реалистического пейзажа, они продолжили их поиски в создании так называемого "пейзажа настроени€". —уть его заключалась в утверждении чисто зрительной верности изображени€ и передачи, в первую очередь, впечатлени€, вызываемого тем или иным мотивом природы. 

¬ обзорах передвижных выставок имена ƒубовского и Ћевитана сто€т р€дом. Ѕолее того, ƒубовской занимает место вслед за Ўишкиным и ѕоленовым, а Ћевитан долго считаетс€ лишь "одним из самых сильных конкурентов ƒубовского". Ќа передвижной выставке 1890 года в центре внимани€ рецензентов оказалась картина ƒубовского "ѕритихло", јрхипова "Ќа ќке", Ћевитана "¬ечер. «олотой ѕлЄс" и "ѕосле дожд€. ѕлЄс". ¬ журнале "¬семирна€ иллюстраци€" ¬.¬. „уйко, отрицательно охарактеризовав работы пейзажистов на выставке, отметил, что "исключение могут составить только ƒубовской и јрхипов: у них замечаютс€ попытки выйти за пределы установившейс€ рутины. “олько они и обращают на себ€ внимание публики, только о них и говор€т". ћ.¬. Ќестеров в письме к родным из  иева передает мнение ¬.ћ. ¬аснецова о передвижной выставке 1891 года: "Ѕожитс€, что мо€ лучша€ вещь на выставке, потом ƒубовской, —еров, –епин". ».≈. –епин в письме к ѕ.ћ. “реть€кову о передвижной выставке 1892 года: "ƒубовского "Ќа ¬олге" вещь удивительна€ по совершенству.  ак сработана вода, небо, сколько во всЄм поэзии - лучша€ вещь на выставке". ќ выставке 1895 года ћ.¬. Ќестеров писал: "Ћевитан на этот раз слабее. ƒубовской в двух-трЄх вещах хорош, но в общем нынче не силЄн". ќн же о следующей, передвижной выставке 1896 года: "¬ыставка будет разнообразна и интересна. ќсобенно хороши —еров, Ћевитан, ƒубовской,  ост€  оровин". ¬ 1898 году п€ть молодых передвижников "за известность на художественном поприще" были удостоены звани€ академиков живописи: ј.≈. јрхипов, Ќ.Ќ. ƒубовской, Ќ.ј.  асаткин, ».». Ћевитан, ¬.ј. —еров. 

ƒостаточно и этих отзывов, чтобы убедитьс€ в том, сколь значительна была роль ƒубовского в новой русской пейзажной живописи. » вопрос был не столько в том, кому отдать "пальму первенства", сколько в том, что оба художника - и ƒубовской, и Ћевитан - объективно утверждали в своЄм творчестве принципы "пейзажа настроени€". “олько ƒубовской представл€л петербургскую школу пейзажа, а Ћевитан - московскую.  ак видим, ƒубовской в то врем€ занимал достойное место в русском искусстве, на равных раздел€€ его с Ћевитаном. ќднако, начина€ с 1898 года, с по€влением нового объединени€ художников, группировавшегос€ вокруг журнала "ћир искусства", ситуаци€ резко мен€етс€. "«олота€ пора" “оварищества передвижных художественных выставок миновала и оно переживает кризис. Ќа страницах "ћира искусства" передвижники подвергаютс€ уничижительной критике, обвин€ютс€ "в отсутствии стремлени€ к техническому совершенству", в "игнорировании разрешени€ художественных задач" и т.д.

¬ “овариществе, помимо, так называемого балласта, состо€ли и многие крупные мастера - –епин, —уриков, ¬аснецов... Ќачинаетс€ перет€гивание в свой лагерь молодых передвижников и, прежде всего, —ерова, Ћевитана, Ќестерова. ѕредпринималась попытка завлечь и –епина, творчеству которого посв€щалс€ специальный номер журнала. «ачастую в пр€мой зависимости от этого давалась и оценка произведений художника. 



¬ладимир јлександрович Ѕеклемишев (1861-1919) Ѕюст Ќ.Ќ. ƒубовского ћузей истории ƒонского казачества, Ќовочеркасск

ѕосле смерти Ќ.ј. ярошенко (в 1898 году) ƒубовской оказалс€ идейным руководителем “оварищества. ќн пользуетс€ заслуженным авторитетом и уважением среди художников, сам много и успешно работает творчески. Ќо каковы теперь отзывы о его произведени€х? јвтор безым€нной заметки о передвижной выставке 1899 года в журнале "ћир искусства", отметив удачные работы на ней Ћевитана, Ќестерова, —урикова, далее пишет: "Ќекоторые художники, от которых можно было ожидать чего-нибудь интересного, нынче ничем себ€ не про€вили. “ак, —в€тославский совсем бесцветен, а ƒубовской пошЄл назад, и грустно видеть, как этот, когда-то обещавший, художник опустилс€ до откровенного заигрывани€ с публикой, до "айвазовщины"". Ќа страницах "ћира искусства" нет ни одного положительного отклика о произведени€х ƒубовского. ј ведь уже в следующем, 1900 году, он своими картинами принимал участие во ¬семирной выставке, где, как уже говорилось, был удостоен серебр€ной медали. — 1894 года ƒубовской приглашаетс€ на международные выставки мюнхенского "—ецессиона", затем посылает туда свои работы "вне жюри", а в 1913 году за картину "ѕосле грозы" награждаетс€ золотой медалью.  ак-то не веритс€ после этого, что ƒубовского мало интересовали художественные задачи и, тем более, что он "пошЄл назад". Ѕиографы Ћевитана его участие на выставках "—ецессиона" и на ¬семирной парижской выставке расценивают "как европейское признание его искусства".  ак же в таком случае расценивать успехи ƒубовского?  ак оценивать наследие ƒубовского, произведени€ которого с завидной последовательностью распыл€лись по музе€м страны? ќтсюда и искажЄнное представление о нЄм, как авторе чуть ли не единственной картины, необъ€снимым образом по€вившейс€ на свет. ¬сЄ это напоминает судьбу ј. . —аврасова, творчество которого, кроме "одиночной" картины "√рачи прилетели", было мало известно современникам. “еперь же, когда его произведени€ вы€влены и собраны воедино, оказалось, что это цела€ эпоха в развитии русского пейзажа. 

“ак что никакого слепого рока в забвении ƒубовского нет, а

была и есть вполне реальна€ практика замалчивани€, возвышени€ одного художника за счЄт принижени€ другого, теоретическим обоснованием которой €вилась концепци€ јлександра Ѕенуа в "»стории русской живописи". ќна €сно просматриваетс€ и в трудах его последователей - ».Ё. √рабар€, ј.ј. ‘едорова-ƒавыдова... Ќе многим отличаютс€ от них и некоторые работы современных исследователей, например, ћ.ћ. –аковой, автора фундаментальных статей о пейзаже конца XIX - начала XX века, вошедших в труды по истории русского искусства. »з книги в книгу кочуют определени€, основанные больше на одностороннем рассмотрении ƒубовского через призму "левитановского пейзажа", чем на подлинном изучении произведений художника и св€зи их со своей эпохой. ƒовольно странной, к примеру, выгл€дит така€ аналоги€, приведЄнна€ –аковой в "»стории русского искусства": "ѕо ощущению огромного водного пространства и неумолимо надвигающейс€ стихии это произведение ("ѕритихло") перекликаетс€ с более поздней по времени картиной Ћевитана "Ќад вечным покоем". Ћевитан верно подметил, что в "ѕритихло" чувствуешь не автора, а самую стихию, что "передать не вс€кий может". Ќо в световых эффектах, к которым прибегает ƒубовской, чувствуетс€ вли€ние ј.».  уинджи". 

≈сли внимательно проанализировать творчество ƒубовского и Ћевитана, то аналогии, действительно, напрашиваютс€ сами собой. ѕейзажисты работали в одно и то же врем€ и жили своим временем. ƒаже вот такой беглый р€д названий их произведений уже говорит о многом. Ћевитан: "¬ечер на пашне" (1883), "¬есна"(1886), "¬ечер на ¬олге" (1888), "“иха€ обитель" (1890), "Ќад вечным покоем"(1894), "ќзеро", "–усь" (1900). ƒубовской: "–анн€€ весна" (1886), "ѕритихло"(1890), "Ќа ¬олге" (1892), "¬не монастыр€" (1893), "«емл€" (1894), "–одина"(1904). ≈сли непредвз€то сравнить эти произведени€, то мы получим объективное представление о творческой сост€зательности этих двух мастеров. Ѕолее того, тематический диапазон у ƒубовского намного шире. ƒубовской в основном писал пейзажи, но существуют еще и многочисленные картины и этюды, написанные в результате заграничных поездок в »талию, Ўвейцарию, ‘ранцию, горные и архитектурные пейзажи, великолепные марины, позвол€ющие говорить о них отдельно, как о наследии крупнейшего художника-мариниста. –ечь идЄт о большом художнике, творчество которого давно заслуживает пристального изучени€. 

ћного раз Ќ.Ќ. ƒубовской путешествовал по «ападной ≈вропе и Ѕлижнему ¬остоку, хорошо знал классическое искусство »талии, ‘ранции, √ермании, был прекрасно осведомлЄн о новейших течени€х в западноевропейской живописи. ≈го техника письма измен€лась в русле общего развити€ русской живописи, но он никогда бездумно не принимал того, что не отвечало его пониманию собственных задач творчества. 

— 1899 года Ќ.Ќ. ƒубовской входил в состав правлени€ “оварищества передвижников, стал одним из самых вли€тельных руководителей передвижников. ¬ отличие от волевых ».Ќ.  рамского и Ќ.ј. ярошенко, ƒубовской был человеком м€гким и деликатным, веро€тно, именно поэтому он очень умело исполн€л роль вечного примирител€ передвижников старшего и младшего поколений. ¬ 1900 году ƒубовской был избран действительным членом петербургской јкадемии художеств, а в 1911 году становитс€ профессором јкадемии, руководителем пейзажной мастерской. 

ƒубовской написал в общей сложности около 400 картин и более 1000 этюдов.

20 декабр€ 1913 года он направил голове Ќовочеркасской управы за€вление, в котором предложил свою коллекцию картин (70 собственных работ и 129 работ художников-передвижников) дл€ создани€ в его родном городе художественного музе€. ”словие ставилось одно - поместить подаренное в специально построенном здании. √ородска€ управа с благодарностью прин€ла это предложение и ассигновала аванс на строительство музе€. Ѕыл выделен участок, а плем€нник художника ¬.≈. ƒубовской, бывший тогда главным архитектором Ќовочеркасска, вз€лс€ безвозмездно составить проект. Ќо началась ѕерва€ мирова€ война, потом гр€нула революци€, а за ней гражданска€ война. Ќе до музе€ было. ¬ 1930-х годах вопрос о необходимости создани€ в Ќовочеркасске художественного музе€ вновь поднималс€, но помешала ¬елика€ ќтечественна€ война. ¬ течение многих дес€тилетий всегда находилась кака€-либо проблема, мешающа€ созданию галереи. ѕосле войны коллекцию картин ƒубовского прин€л на временное хранение ћузей истории донского казачества в Ќовочеркасске. »менно в нем наиболее полно представлено творчество Ќ.Ќ. ƒубовского, это собрание одно из самых полных в стране. “олько здесь посетитель имеет возможность как бы заново открыть дл€ себ€ творчество этого выдающегос€ мастера русского пейзажа, насладитьс€ блеском и красотой его живописи. ¬ феврале 1968 года было прин€то решение јкадемии художеств ———– с рекомендацией создать "Ќовочеркасский музей изобразительных искусств имени Ќ.Ќ. ƒубовского". Ќо до сих пор все осталось, как было. ћузе€ нет. "ƒес€тилети€ смен€ют друг друга. „асть картин Ќ.Ќ. ƒубовского экспонируетс€ в музее казачества, а остальные продолжают томитьс€ в запаснике..." 

јкадемик живописи Ќиколай Ќиканорович ƒубовской умер в революционном ѕетрограде 28 феврал€ 1918 года от паралича сердца. ѕохоронен он был на —моленском православном кладбище, недалеко от часовни —в.  сении ѕетербургской. 

Ќо может быть, и вправду злой рок преследует мастера живописного пейзажа? ≈го произведени€ рассыпались по всей стране, в родном городе уже почти 95 лет не могут создать галерею дл€ его картин. ¬от и надгробие талантливого живописца поражает своей неухоженностью… 

Ќ.Ќ. ƒубовской - один из виднейших представителей русской пейзажной школы рубежа XIX-XX веков, видный общественный де€тель, педагог. “ворчество художника пользовалось большой попул€рностью, а его картины собирались крупнейшими дореволюционными коллекционерами. » все же, среди множества ныне почти забытых художников, составл€вших в своЄ врем€ славу отечественной живописи, им€ Ќикола€ Ќиканоровича ƒубовского стоит особн€ком.

„то сегодн€ мы знаем о нЄм?  то сегодн€ помнит о нем? "    ÷»“»–”ё

 

4498623__1_ (670x700, 135Kb) ‘аина Ќиколаевна “ерска€,жена    4498623_800pxNikolay_Dubovskoy01_mirror (507x700, 197Kb) Ќиколай ƒубовской

4498623_70488_big_1418811585_1_ (700x458, 359Kb)

4498623_original_2 (700x388, 62Kb)

4498623_Moroznoe_ytro (700x584, 75Kb)

Ќиколай ƒубовской ћорозное утро. 1894 г. ѕермска€ художественна€ галере€

4498623_Nikolai_Dybovskoi28 (700x541, 62Kb)

4498623_370595beda83169086m750x740u76fca (700x506, 403Kb)

4498623_099d5584f5b8 (700x422, 57Kb)

4498623_Letnie_oblaka (700x596, 359Kb)

4498623_ (700x526, 347Kb)

4498623_ (700x511, 218Kb)

Ќиколай ƒубовской Ќа ¬олге. 1892 г. “реть€ковска€ галере€

4498623_81611048_4498623_ISTORIChESKIE_GORODA_ROSSII_5 (529x211, 318Kb)     4498623_47002 (509x700, 97Kb)

4498623_Nikolai_Dybovskoi10 (700x521, 268Kb)

4498623_Alpi_7_ (700x554, 73Kb)

4498623__6_ (700x518, 284Kb)

4498623_Dom_v_Sillyamyoge (524x700, 156Kb)



Ќиколай ƒубовской ÷ерковь ¬асили€ Ѕлаженного. 1916-1917 гг. –ыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

"¬озможно, что по изменившимс€ услови€м не будет уже существовать наше “оварищество, оно распылитс€, но его иде€ возродитс€ в огромной массе художников, молодых и сильных. » заметьте: нас будут некоторые поносить вс€чески, с пренебрежением произносить наше им€, но, не замеча€ того, в новых формах, в новом реализме будут проповедовать то, что составл€ло честную сущность передвижничества: его жизненную правду и служение народу. –азве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав? Ѕез этого искусство наше было бы праздной забавой и им не стоило бы заниматьс€". 

Ќ.Ќ. ƒубовской, 1917 г.  ƒополнительно
» напоследок фраза британского философа ƒжона Ћокка (1632-1704) ќна звучит, как призыв к действию, и не только в отношении художника ƒубовского, но и вообще: 
«ѕам€ть - это медна€ доска, покрыта€ буквами, которые врем€ незаметно сглаживает, если порой не возобновл€ть их резцом».
  • ¬ насто€щее врем€ работы Ќикола€ ƒубовского разбросаны по более чем 75 музе€м –оссии и зарубежных стран. ћо€ виртуальна€ выставка живописных произведений Ќикола€ Ќиканоровича ƒубовского (из собраний музеев ярославской области, ¬ологды, »ванова,  остромы) – возвращение из незаслуженного забвени€ одного из выдающихс€ мастеров русского пейзажа

ќсновные источники – ¬икипеди€, —тать€

«амечательные воспоминани€ о ƒубовском, написанные художником яковом ƒаниловичем ћинченковым (1871—1938) можно прочитать здесь

—ери€ сообщений "Ќј÷»ќЌјЋ№Ќќ≈ ƒќ—“ќяЌ»≈: живопись":
„асть 1 - јЌќЌ—џ ¬џ—“ј¬ќ : ћ. .„юрленис в ƒоме –ериха
„асть 2 - Ћевитан, ѕушкин пейзажа
...
„асть 10 - ёќЌ  ќЌ—“јЌ“»Ќ ‘≈ƒќ–ќ¬»„
„асть 11 - ѕсков. ѕортрет города - Ќ. –ерих и  . √орбатов
„асть 12 - ’”ƒќ∆Ќ»  Ќ» ќЋј… ƒ”Ѕќ¬— ќ…. Ћучший пейзажист –оссии
„асть 13 - √орбатов  онстантин »ванович.

—ери€ сообщений "»—“ќ–»я: √ќ–ќƒј до 1917":
Ѕыло интересно вы€снить: как выгл€дели города дореволюционной –оссии. –ассматрива€ старинные фотографии, € всегда восхищаюсь красоте и благородству старинной архитектуры. » мне бесконечно жаль, что многое - часто лучшее- было утрачено.
„асть 1 - ƒореволюционный —ергиев (—ергиевский) ѕосад.
„асть 2 - 4 ЌќяЅ–я - ƒень исторической –оссии =—ергиев (—ергиевский) ѕосад как исторический город
...
„асть 4 - ÷ерковь ”спени€ на ѕокровке Ч восьмое чудо света, –усский Ќотр-ƒам
„асть 5 - ’–јћџ- ѕјћя“Ќ» » ј–’»“≈ “”–џ —јЌ “-ѕ≈“≈–Ѕ”–√ј, –ј«–”Ў≈ЌЌџ≈ ¬ —ќ¬≈“— ќ≈ ¬–≈ћя
„асть 6 - ’”ƒќ∆Ќ»  Ќ» ќЋј… ƒ”Ѕќ¬— ќ…. Ћучший пейзажист –оссии
„асть 7 - √орбатов  онстантин »ванович.
„асть 8 - Ќќ¬џ… ‘»Ћ№ћ: —ергиев ѕосад в шедеврах мировой живописи ( ¬»ƒ≈ќ)
„асть 9 - ѕутешествие во времени: ƒореволюционна€ –осси€ (фотограф ѕрокудин-√орский). „ј—“№ 1

–убрики:  »—“ќ–»я: –ќ——»я,  ќ“ќ–”ё ћџ ѕќ“≈–яЋ»
Ётой –оссии больше нет. Ќо мы должны возродить лучшие традиции дореволюционной –оссии. » усвоить ее уроки.
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку