-–убрики

 -ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Barmani

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.07.2011
«аписей: 4033
 омментариев: 5183
Ќаписано: 13883


ќб изъ€тии церковных ценностей: –усска€ ÷ерковь вступила в кровавую эпоху своей истории

¬торник, 15 јвгуста 2017 г. 18:54 + в цитатник

÷»“»–”ё

"ќдним из первых постановлений большевистского правительства был подготовленный наркомом юстиции левым эсером ». «. Ўтейнбергом и заведующим отделом законодательных предположений Ќаркомюста ћихаилом –ейснером декрет —Ќ  –оссийской –еспублики, прин€тый 20 €нвар€ (по ст. ст.) и официально опубликованный 23 €нвар€ 1918 года[9], — 

ќб отделении церкви от государства и школы от церкви[10], которым церковь (речь шла преимущественно о ѕравославной российской церкви, так как только она до того имела статус государственного института в –оссийской империи) была отделена от государства и от государственной школы, лишена прав юридического лица и собственности, а религи€ объ€вл€лась частным делом граждан. ƒекрет узаконивал принимавшиес€ с декабр€ 1917 года распор€жени€ и акты, упраздн€вшие функции православной церкви как государственного учреждени€, пользующегос€ государственным покровительством[11].

ѕрин€тое 8 апрел€ 1929 года в развитие «ƒекрета» ѕостановление ¬÷»  и —Ќ  –—‘—– о религиозных объединени€х до конца 1990 года определ€ло правовой статус последних в ———–.

======================================================================

¬ 1925 году на основе ќбщества друзей газеты «Ѕезбожник» была основана (существовала до 1947 года) массова€ общественна€ организаци€ «—оюз воинствующих безбожников» (до июн€ 1929 года — «—оюз безбожников»), во главе которого стал ≈мель€н ярославский (√убельман). »менно они приступили к вы€влению и уничтожению всего русского национального культурного наследи€

==================================================================

÷»“»–”ё : — подписани€ декрета об изъ€тии церковных ценностей –усска€ ÷ерковь вступила в кровавую эпоху своей истории   =автор Ѕеглов јлексей

ќсобое место в истории взаимоотношений власти и церкви занимает

1922 "расстрельный" год, св€занный с возобновлением курса – ѕ(б) на разгром ÷еркви. Ќачало периоду положил

декрет ¬÷»  об изъ€тии церковных ценностей от 23 феврал€ 1922 года.

ƒекрет ознаменовал собой отход от линии возможного компромисса ÷еркви и власти и открыл беспрецедентную по размаху кампанию изъ€ти€ церковных ценностей. ѕроведение кампании было приурочено к голоду, охватившему –оссию в 1921 году.

—кажу сразу: на помощь голодающим ушло не более 10% от собранных средств. ќстальное все было потрачено на содержание ћ≈∆ƒ”Ќј–ќƒЌќ√ќ  ќћ»Ќ“≈–Ќј

4498623_ (600x517, 244Kb)

¬ 1922 году, в то врем€ как в ѕоволжье,  азахстане, на ”краине и ”рале голодали (по официальным данным) 22 миллиона человек, —оветска€ –осси€ уже жила по Ќовой экономической политике. ¬ конце 1921 года в спорах о том, где и как вз€ть деньги на помощь голодающим, в ѕолитбюро зародилс€ план изъ€ти€ церковных ценностей.
15 марта на соборную площадь уездного города Ўуи (»вановска€ губерни€) с самого утра начал стекатьс€ народ. ¬ этот день в ¬оскресенском соборе должно было состо€тьс€ изъ€тие церковных ценностей.
¬о всероссийском масштабе кампани€ по изъ€тию началась еще в феврале, когда был издан соответствующий ƒекрет ѕрезидиума ¬÷»  "ќб изъ€тии церковных ценностей дл€ реализации на помощь голодающим". ƒо этого, в конце 21-го и начале 22-го года, между ¬÷»  и ÷ерковью шли переговоры о ее легальном участии в комитете помощи голодающим.
“огда же ѕатриарх “ихон обратилс€ к пастве с несколькими послани€ми, в которых призывал оказывать бедствующим любую посильную помощь. ѕожертвованы могли быть и церковные предметы небогослужебного назначени€, например украшени€ икон. ќднако февральский декрет закрыл пути возможного компромисса.

—оветы вз€ли курс на насильственное изъ€тие церковного золота.

ѕричем изъ€тию подлежала и литургическа€ утварь: чаши, дискосы, дарохранительницы. ƒл€ участников варварского меропри€ти€ не было секретом, что по церковным правилам к этим предметам могут прикасатьс€ лишь люди облеченные св€щенным саном: св€щенники или диаконы. “ак что изъ€тие литургических предметов означало пр€мое св€тотатство.
¬ Ўуе 15 марта уездна€ комисси€ по изъ€тию не смогла подойти к собору. Ќа площадь был послан отр€д конной милиции, который попыталс€ рассе€ть толпу. ¬ ответ посыпались полень€, палки, лед, люди с коль€ми в руках стали теснить милиционеров. ¬ защите собора участвовали даже дети, подававшие взрослым коль€, камни.
Ќачальник гарнизона отправил на площадь полуроту красноармейцев. Ќо и они были разоружены и избиты. “ем временем оставили работу и вышли на площадь рабочие двух городских фабрик, из окрестных деревень стали сбегатьс€ кресть€не. ѕосле этого к соборной площади подошли два грузовика с пулеметами. ¬ечером пор€док был восстановлен. ”битых было 6 человек, ранено - 8.

ѕо данным √ѕ”, на площадь вышла почти четверть населени€ города.
¬ ћоскве реагировали незамедлительно. 17 марта в ÷  получили телеграмму секретар€ »вановского губкома о событи€х в Ўуе, а уже 19-го Ћенин направил членам ѕолитбюро письмо, которое долгие годы оставалось потаенной страницей ленинианы. ¬месте с тем именно этот документ надолго определил политику партии и власти в целом в отношении ÷еркви.
ќбращает на себ€ внимание, что в ленинском письме голод в ѕоволжье - лишь обсто€тельство, способствующее осуществлению плана партии, так сказать, PR-прикрытие кампании. ¬ начале текста ужасы голода обрисованы €рко, но не помощь голодающим - главна€ цель.
ќсновна€ цель - разгром классового противника - всей ѕравославной ÷еркви, "уличенной" в коварном заговоре (как будто не призывал ѕатриарх жертвовать последний кусок, а в ѕетрограде митрополит ¬ениамин не искал пути к компромиссу с властью). », во-вторых, получение средств, необходимых дл€ осуществлени€ внутренне- и внешнеполитических планов партии.  онспиративность ("никогда... не должен выступать... перед публикой тов. “роцкий") и жестокость ("умный писатель по государственным вопросам", поминаемый Ћениным, - это, как указывает Ќ.Ќ. ѕокровский, ћакиавелли) помогут осуществлению обеих целей.
¬прочем, ленинское письмо формулирует пока только стратегию новой церковной политики. ¬ожди понимали, что ѕравославна€ ÷ерковь, успевша€ реформировать свое высшее управление, возглавл€ема€ теперь ѕатриархом и опирающа€с€ на традиционную религиозность кресть€нской страны, - по-прежнему сильный противник.
«а выработку тактики его разгрома вз€лс€  Ћев “роцкий.

30 марта - через две недели после шуйского расстрела - он пишет большую записку в адрес секретного совещани€ делегатов XI съезда партии. ѕо словам ее публикатора - академика Ќ.Ќ. ѕокровского,

"записка “роцкого охватывает весь широкий спектр ключевых вопросов проблемы, начина€ с теории классов, конча€ практикой организации слежки и расправ".
»менно здесь сформулирован курс на поощрение раскола в ÷еркви и истматовски обоснована возможность временной поддержки "сменовеховского" ее крыла против "монархически-черносотенного". (¬ том числе, за тем, чтобы получить "неоценимый агитационный материал". "Ќет более бешеного ругател€, как оппозиционный поп", - проницательно замечает по этому поводу Ћев ƒавидович.)
«десь по-ленински заострено внимание на "¬„ истских способах" борьбы и роли "теоретических и пропагандистских" кампаний. “ак, кроме целей и форм церковной политики соввласти, становились €сны и государственные органы, которые будут ее формулировать и воплощать, - ѕолитбюро и √осударственное политическое управление.
—обыти€ в небольшом фабричном городке дали повод большевистским лидерам сформулировать цели и методы своей политики в отношении ÷еркви; они стали тем рубежом, после которого изъ€тие церковных ценностей превратилось в крупнейшую насильственную антицерковную акцию.
¬ конце марта в самой Ўуе было проведено, по выражению современного исследовател€ Ќ.ј.  ривовой, "учебно-показательное изъ€тие". “огда же кампани€ изъ€ти€ развернулась во всех губерни€х –оссии. “еперь она проходила по четко выверенному плану, с участием армии, с оружием в руках пресекавшей все попытки сопротивлени€. Ѕольше всего это напоминало "охоту" за золотом –усской ÷еркви и ее духовенством.  ак ответ на начавшуюс€ вакханалию с разных концов страны стали поступать сообщени€ об актах протеста.


ѕозднее советска€ пресса говорила о 1414 кровавых эксцессах.

—толкновени€ верующих с войсками произошли в —моленске и ќрле, в “амбовской,  алужской, Ќовгородской губерни€х.

 аждый раз после стихийных выступлений верующих ответственность за них возлагалась власт€ми на местное духовенство, епископат и лично на ѕатриарха “ихона. “аким образом "подтверждалась" концепци€ Ћенина о разветвленном церковном заговоре, возглавл€емом самим ѕатриархом. “ак готовилась обвинительна€ база дл€ публичных процессов над духовенством и мир€нами.
ѕервый из них, московский, проходил в апреле - начале ма€ 1922 года.  ак мы помним, в ленинском письме его результаты были предрешены еще до того, как в ћоскве началось само изъ€тие. –асстрельный приговор был вынесен 11 обвин€емым; в отношении п€терых "высша€ мера" была приведена в исполнение.
ѕитерский процесс состо€лс€ в июне. «десь расстрел€нных было четверо. —реди них - митрополит ѕетроградский ¬ениамин.   середине 1922 года по всей стране прошел 231 судебный процесс, а расстрел€но в 1921-1923 годах было около 2 тыс€ч. ѕозднее масштабы репрессий многократно превзошли эти цифры, но именно 1922 год запечатлелс€ в пам€ти церковного народа как "расстрельный".
ћосковский трибунал вынес постановление о привлечении к суду и главного "виновника" - ѕатриарха “ихона, а также провозгласил, что трибунал "устанавливает незаконность существовани€ организации, называемой православной иерархией". “ак, 8 ма€ 1922 года было вынесено юридическое определение, поставившее вне закона всю –усскую ѕравославную ÷ерковь. Ёто обсто€тельство необходимо учитывать, когда речь идет об оценке последующей судьбы –усской ÷еркви и действий ее предсто€телей.
¬ ходе изъ€ти€ вместе с ÷ерковью уничтожалась и созданна€ ею культура, ее историческое наследие. “еоретически музеи имели право на экспертизу всего изымаемого из церквей и должны были оставл€ть у себ€ культурно и исторически значимые ценности.
ћузейные работники на местах действительно пытались защитить обреченные пам€тники. Ќо они были в сложном положении. ƒл€ верующих порой любое изъ€тие литургических предметов из богослужебного обихода было кощунством. — точки зрени€ партии и чекистов, музейщики своими экспертизами зат€гивали изъ€тие и мешали достижению главных целей кампании - вы€влению и преданию суду "контрреволюционного" духовенства и созданию "золотого фонда".
ѕикантность ситуации придавало то обсто€тельство, что

в масштабе страны музейным ведомством руководила жена одного из главных идеологов и организаторов изъ€ти€ - Ќаталь€ »вановна “роцка€.

ѕыта€сь отстаивать права √лавмузе€ на экспертизу, она, по сути, призывала советское руководство лишь скорректировать свою политику: продавать собранное, но не спеша и с умом, ибо так можно выручить больше средств.
1 июл€ 1922 года “роцка€ писала в ÷  ѕомгола: "„асть предметов, изъ€тых в ѕомгол, идет в насто€щее врем€ в сплав. ћежду тем, означенные предметы могли бы быть использованы как предметы искусства и старины в большей степени, чем в насто€щее врем€, при реализации их на иностранном рынке и преимущественно на Ѕлижнем ¬остоке, например в —ербии, Ѕолгарии, јрмении и в  онстантинополе. «десь церковна€ утварь русского производства всегда находила широкий сбыт и в насто€щее врем€, после 8-ми летнего перерыва в сношени€х, особенно ощущаетс€ нужда в этих предметах. јнгли€ и ‘ранци€ также интересуютс€ некоторою отраслью русского ювелирного производства, сканными работами, предметами из финифти и перегородчатой эмали и т. п.".
ќднако и этот аргумент задолго до того был отвергнут Ћ.ƒ. “роцким. ≈ще 23 марта он категорически торопил продажу изъ€того, поскольку "наступление пролетарской революции в ≈вропе, хот€ бы в одной из больших стран, совершенно застопорит рынок ценностей: буржуази€ начнет вывозить и продавать, рабочие станут конфисковывать... нужно спешить до последней степени".
ƒо сих пор не€сно, насколько сама Ќ.». “роцка€ была осведомлена об истинных цел€х кампании, но ее подчиненные уж точно не знали, что они "саботируют" высшие указани€ партии. » уж тем более, сколь-нибудь серьезно повли€ть на ход кампании они не могли: музеи уже не были независимыми организаци€ми, они стали частью государственного аппарата и заложниками партийной политики.
”роки изъ€ти€ свидетельствовали о многом. ѕровозгласив в €нваре 1918-го отделение ÷еркви от государства, демонстративно за€вл€€ о невмешательстве во внутрицерковные дела, советска€ власть на деле не собиралась отказыватьс€ от управлени€ ÷ерковью.
ƒл€ этого у новой власти нашлись и новые инструменты: обвинени€ в заговоре, поощрение расколов, расстрелы. Ёти инструменты были найдены и опробованы 80 лет назад, в ходе изъ€ти€ церковных ценностей. ќни же оставались главным орудием власти и в последующее 20-летие.
–усска€ ÷ерковь вступала в кровавую эпоху своей истории.

=========================================================

ѕо данным ѕравославного —в€то-“ихоновского Ѕогословского »нститута, общее количество репрессированных церковных де€телей в 1921—1923 годах составило 10000 человек, при этом был расстрел€н каждый п€тый — всего около 2000.

================================================================

93 года назад был издан декрет большевиков ќб изъ€тии церковных ценностей

http://leninism.su/works/99-v-i-lenin-neizvestnye-dokumenty-1891-1922/3671-pismo-molotovu-dlya-chlenov-politbyuro-czk-rkpb.html

"„ем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастс€ нам по этому поводу расстрел€ть, тем лучше. Ќадо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько дес€тков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать".из ѕ»—№ћа ¬.и.ленина  ¬.ћ.ћќЋќ“ќ¬” ƒЋя „Ћ≈Ќќ¬ ѕќЋ»“Ѕё–ќ ÷  – ѕ(Ѕ)

===================================================

‘инансовые результаты операции (цитирую ¬» »ѕ≈ƒ»ё)

ѕравославна€ церковь получила от советского государства разрешение самосто€тельно заниматьс€ сбором средств дл€ помощи голодающим и в период с 19 феврал€, когда соответствующее обращение ѕатриарха “ихона было опубликовано в газетах, по 23 феврал€ 1922 г. таким образом было собрано около дев€ти миллионов рублей. —оветское государство под предлогом помощи голодающим изъ€ло только в 1922 году церковных ценностей на четыре с половиной миллиона золотых рублей. —обственно на покупку продовольстви€ из них было потрачено около одного миллиона. ¬се остальные деньги были потрачены на иные цели, главным образом на «разжигание мировой революции». ѕодавл€юща€ часть изъ€тых у церкви в 1922 году ценностей пошла в переплавку, а полученные с продажи деньги были потрачены на проведение самой кампании по их изъ€тию: антицерковна€ агитаци€, техническое обеспечение (транспорт, грузчики, упаковочные материалы и т. п.), сверхсметные ассигновани€ и т. д. „асть золота и драгоценностей была попросту разворована, о чЄм свидетельствуют суды, прошедшие над сотрудниками √охрана

==================================================================================================

÷»“»–”ё ƒ–”√ќ… »—“ќ„Ќ» :

 ќфициально ». ц. ц. по стране было завершено 26 ма€ 1922 г., когда по предложению “роцкого ѕолитбюро упразднило его комиссию как выполнившую свою задачу. “ем не менее в р€де регионов изъ€тие продолжалось, а в отдельных губерни€х кампани€ возобновл€лась в виде «доизъ€ти€» ценностей. 1 июн€ член ѕрезидиума ÷  ѕомгола ј. Ќ. ¬инокуров в интервью корреспонденту –ќ—“ј огласил предварительные результаты ». ц. ц.:

»зъ€тых церковных ценностей оказалось гораздо меньше добровольно собранных верующими средств дл€ помощи голодающим и несопоставимо мало в сравнении с планами властей получить в результате изъ€ти€ несколько сот миллионов или даже миллиардов рублей. Ѕольша€ часть изъ€того у ÷еркви была потрачена на проведение самой кампании (технические расходы губ »÷÷ только за апр. 1922 составили более 1,5 млн р.), на антирелиг. агитацию, а также на содержание партийного и советского аппарата, где в это врем€ были увеличены зарплаты и различные виды довольстви€. «начительные суммы по предложению “роцкого были перечислены в распор€жение военного ведомства дл€ создани€ мобилизационных запасов. ћного изъ€того было разворовано представител€ми властей, о чем свидетельствовали последующие судебные процессы над сотрудниками √охрана. ¬последствии в св€зи с продолжающимс€ наступлением на ÷ерковь и массовым закрытием храмов изъ€тие церковного имущества в ———– продолжалось и принимало иногда формы организованных антирелигиозных кампаний (напр., по изъ€тию церковных колоколов в 1928-1930).

». ц. ц. в 1922 г. нанесло серьезный удар по ÷еркви. ѕо всей стране были ограблены и осквернены тыс€чи храмов, мн. тыс€чи верующих были репрессированы, в заключении оказались большинство представителей высшей церковной власти. “ем не менее антицерковна€ кампани€ не смогла реализовать главной цели. ¬опреки усили€м гонителей –усска€ ÷ерковь не была уничтожена; стойка€ и мужественна€ позици€ ѕатриарха, большинства клира и мир€н помогла ÷еркви высто€ть, сохранив высокий духовный авторитет в народе. 

—м. также

commons: »зъ€тие церковных ценностей в –оссии в 1922 году на ¬икискладе

—оветское против русского

—ери€ сообщений "ѕќЋ»“»„≈— ќ≈: трагедии истории":
“рагические страницы нашей истории
„асть 1 - “рагедии истории, которые никогда нельз€ забывать
„асть 2 - –≈¬ќЋё÷»я  ј  —ѕќ—ќЅ ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»я  ќЌ ”–≈Ќ“ќ¬
...
„асть 24 - ѕраво на историческое прошлое: пам€тник в ƒивеево
„асть 25 - —”ƒ№Ѕј ” –јЎ≈Ќ»… ƒќћј –ќћјЌќ¬џ’
„асть 26 - ќб изъ€тии церковных ценностей: –усска€ ÷ерковь вступила в кровавую эпоху своей истории
„асть 27 - ƒрагоценности дома –омановых: истори€ самого великого ограблени€ в мировой истории
„асть 28 - «ќЋќ“ќ… «јѕј— –ќ——»…— ќ… »ћѕ≈–»»
...
„асть 43 - ћќя —“≈Ќј — ќ–Ѕ»: "«нать, и помнить, и осудить, только тогда простить".
„асть 44 - 100-летие убийства царской семьи
„асть 45 - ѕјЋј„» ÷ј–— ќ… —≈ћ№» » –”—— ќ√ќ Ќј–ќƒј: “рагедии истории, которые никогда нельз€ забывать

–убрики:  »—“ќ–»я: –ќ——»я,  ќ“ќ–”ё ћџ ѕќ“≈–яЋ»
Ётой –оссии больше нет. Ќо мы должны возродить лучшие традиции дореволюционной –оссии. » усвоить ее уроки.
ѕќЋ»“»„≈— ќ≈: »уды
ѕ–ќ≈ “ =1917=
«десь будут собраны публикации, имеющие отношение к 100 юбилею ¬еликой окт€брьской социалистической революции. „то это было? Ѕлаго? »ли величайша€ национальна€ катастрофа?

ѕонравилось: 1 пользователю



ёрий- иев   обратитьс€ по имени —реда, 16 јвгуста 2017 г. 04:55 (ссылка)
ƒа, страшное врем€... ѕечально что главный идеолог уничтожени€ храмов, св€щеников и церковных ценностей по прежнему лежит в центре ћосквы и многими почетаем...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 16 јвгуста 2017 г. 14:32ссылка
¬ кремлевской стене вообще много таких товарищей.... из списка самых страшных людей ’’ века. —амое интересное, что все это несметные сокровища пошли на содержание всевропейской шайки  оминтерна.  ак же они поживились в нашей стране -жуть
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку