-–убрики

 -ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Barmani

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.07.2011
«аписей: 3809
 омментариев: 5142
Ќаписано: 13465

ћуром - соль земли русской

—уббота, 08 »юл€ 2017 г. 17:06 + в цитатник
÷»“»–”ё »—“ќ„Ќ» : "ћуром один из немногих городов, который, нар€ду с Ќовгородом и  иевом упоминаетс€ в ѕовести ¬ременных Ћет под 862 годом. Ёто один из старейших русских городов. ѕо нему мы сегодн€ с вами и прогул€емс€.
ћуром - соль земли русской


milutkin
August 11th, 2013
ћуром один из немногих городов, который, нар€ду с Ќовгородом и  иевом упоминаетс€ в ѕовести ¬ременных Ћет под 862 годом. Ёто один из старейших русских городов. ѕо нему мы сегодн€ с вами и прогул€емс€.

Ќазвание города происходит от финно-угорского племени мурома, которое впервые упоминаетс€ в ѕовести временных лет под 862 годом.
ћуром VII-IX вв. был двойным городом: административный и ремесленный центр находилс€ на „аадаевском городище, а торгова€ крепость – на месте современного города. —тремление отделить торг от главного города мы видим у всех ранних цивилизаций.

ѕервое упоминание ћурома относитс€ к 862 г.  «в лето 6370 (862)... перьвии насельницы в... ћуроме мурома» - так упом€нул летописец о городе.

ћуром. Ѕылинный камень

≈сть основани€ усомнитьс€ в справедливости этой точки отсчета. — учетом изложенной версии о происхождении названи€ города уже не так однозначно читаютс€ слова о том, что "перьвии насельницы… в ћуроме ћурома". —омнений в присутствии муромы на берегу ќки не возникает. ¬опрос в другом: был ли ћуром ко времени первого упоминани€ о нем городом в полном смысле этого слова, или существовала только местность с таким названием?

ћуром.

¬опрос не праздный, поскольку данные археологии на сегодн€шний день не позвол€ют говорить о ћуроме IX в. как о городе. ¬ местах, указанных городским преданием и письменными источниками как места расположени€ города, слоев IX в. не обнаружено, как и в двух других городах, указанных в том же месте летописи – Ќовгороде и Ѕелоозере.


ћурома и слав€не
ѕо местным предани€м, некогда сюда €вилось плем€ "панфила” (этнографы признают его за плем€ азиатского происхождени€ на том основании, что их звали "киргизы” даже в 20 в.; они еще в историческое врем€ жили в селе ѕанфилово). ќколо 479 года (если пересчитать цифры, приводимые в народных легендах на современное счисление) к ним из јзии присоединилс€ некто  арачай, давший название деревни  арачарово. »нтересно, что какое-то рациональное зерно в легенде есть, поскольку рудиментарна€ вражда между потомками "этносов” ѕанфила,  арачи и ћурома существовала до 20 в.: тут и драки "стенка на стенку”, и устойчивое именование жителей  арачарово "куркул€ми”. " уркуль” – это, вообще говор€, человек, который ценит богатство превыше всего. Ќо то – позднее толкование, мол, жители  арачарова "слишком богатые”. Ќа деле – слово восточного происхождени€, и его первоначальный смысл можно реконструировать из древнебулгарского, может быть, как "кара-кул”, то есть "черный всадник” (кул”=”запр€гать”).

ћурома
’орошее вооружение и устойчивый характер племенной организации муромы сыграли немаловажную роль в мирной адаптации слав€н в муромскую среду в X-XI веках: свидетельства о военных конфликтах дослав€нского периода в земл€х ѕоочь€ не известны. ѕричинами были близость этносов на окских территори€х, плодородность земли и ее природные богатства, редкие вторжени€ иноземцев. ќкский путь представл€л собой стабильную артерию, св€зывавшую арабский мир через посредство ¬олжской Ѕулгарии со слав€нскими земл€ми и «ападной ≈вропой.
  XII веку мурома уже не упоминались в летопис€х, так как были ассимилированы и полностью вошли в состав ƒревнерусского государства, составив основу населени€ нижнеокских земель, имевших дл€ –уси важнейшее стратегическое и экономическое значение.
јрхеологически установлено, что переселение слав€н на земли Ќижней ќки, начавшеес€ в X веке, проходило в несколько этапов. ¬начале новгородские словене и кривичи селились на окраинах муромских селищ, активно смешивались с автохтонами, создава€ синтетическую слав€но-финскую культуру, о чем свидетельствуют материалы раскопок. ѕричины этого были в общности жизненного уклада и способа ведени€ хоз€йства, сходство религий и культов, юридических норм общества и военного устройства.
ѕо€вление слав€н на территории муромы относитс€ к ’ в. ¬ это врем€ в могильниках муромы по€вл€ютс€ погребени€ с западной ориентировкой и набором слав€нских вещей.   концу XI в. процесс ассимил€ции муромы слав€нами был в основном завершен.


√ородище на  ремлевской горе (¬оеводска€ гора,  ремль, ќкский сад, ќкский парк, парк им. Ћенина). Ќа  ремлевской горе были раскопаны остатки дерев€нных построек муромы, по€вившиес€ здесь до переселени€ слав€н или на самом раннем его этапе.
¬ 20 сажен€х от алтар€ Ѕогородицкого собора и в 4 сажен€х от каменного дома духовного правлени€ (сохранилс€ до наших дней), на глубине 2 аршин в остатках дерев€нного сруба, под белым камнем, были найдены красноглин€ный гончарный кувшин cо сливом и медный шаровидный кувшин с узким горлом, содержавшие 11 077 куфических серебр€ных дирхемов и 14 фунтов их обрезков, общим весом 2 пуда 23 фунта, отнесенными »ј  к VIII - IX вв.

DSC_0792

ќбнаруженные дирхемы датировались временем с 715 по 935 гг. (а по сведени€м ¬.ј.  алинина и ѕ.Ќ. ѕетрова младша€ монета относитс€ к 939 г., а 91 % клада – монеты —аманидов).
ƒанный комплекс в целом напоминает городецкое св€тилище на —еверном мысу городища —тара€ –€зань, функционировавшее с I тыс. до н.э. до последней четверти I тыс. н.э., а основные его элементы схожи с р€зано-окским св€тилищем IV – начала VIII вв. на Ўатрищенском могильнике. –асположение «тарелок» - жертвенников, их конструкци€, размеры и конфигураци€ близки, но не идентичны городецкой аналогии.

—ейчас на ¬оеводской горе разбит парк.

DSC_0786

ќкский парк — один из самых древних парков –оссии. Ёто место поистине имеет важное историческое значение. Ќемногие из современных горожан знают, что ныне излюбленное место отдыха — ќкский сад, переименованный в годы советской власти в парк культуры и отдыха им. Ћенина, в древности €вл€л собой мощную крепость —  ремль. ≈го стены дес€тки, если не сотни раз, спасали от неминуемой смерти тыс€чи и тыс€чи наших пращуров. ¬ древности муромска€ крепость была дерев€нной, и после того, как »ваном √розным в 1552 году было завоевано  азанское ханство и граница отодвинулась от ћурома, кремль перестали ремонтировать за ненадобностью и в конце концов при ≈катерине ¬еликой вовсе разобрали. ¬последствии на  ремлевской горе разбили городской парк. ¬ парке сейчас располагаетс€ алле€ героев города ћурома и парк аттракционов и развлечений.

DSC_0787

«десь же в парке есть еще одно историческое место. ¬от оно.

DSC_0788

„аадаево городище. Ќеподалеку от нынешнего города располагаетс€ городище „аадаевское, куда внушительней  ремлЄвского. ≈го-то муромские археологи и считают ћуромом 862 года. ќн был там, где старица ќки делает петлю. »з сельской фольклорной традиции (по ƒобрынкину) следовало, что городище принадлежало мордве, а из городской, – что сюда был перенесен город ћуром во врем€ эпидемии моровой €звы после битвы с булгарами в 1088 г.

ћуромский р-н „аадаево городище

¬ 1895 г. городище посетил ј.ј. —пицын, также упом€нувший о легендарном нахождении здесь старого ћурома, упом€нувший об остатках какой-то кирпичной постройки и подобравший на распаханной поверхности городища бронзовый прорезной наконечник ножен меча. Ётот наконечник с зооморфным изображением, шведского происхождени€, 2-й пол. X – XI вв


— IX в. мурома платит дань –юрику и входит в состав его империи. Ќаходки скандинавских древностей в муромском крае крайне выразительны, будь то фибулы, которые в подобной сохранности редко обнаруживаютс€ даже в самой —кандинавии, или мечи, что уж вовсе фиксирует наличие среди здешних жителей носителей дружинной идеологии. Ќаходки керамики ¬олжской Ѕулгарии так многочисленны, что не оставл€ют сомнений в тесной св€зи с могучим восточным соседом. ‘рагменты весов, гирек и шиферных пр€слиц южного происхождени€ говор€т о полноценном участии муромы в торговых операци€х тогдашнего мира.
— 964 года летописи фиксируют р€д походов киевских кн€зей по ќке и ¬олге против в€тичей, которых вырвали у ’азарского каганата и подчинили себе, а потом и против Ѕулгарии. ”же в экспедиции 964 года по ќке в сторону ¬олги, когда —в€тослав »горевич "налезе в€тичей”, ему было ћурома не миновать. ¬озможно, подчинение ћурома  иеву относитс€ как раз к этому времени.


¬ XI веке был построен дерев€нный муромский кремль, и с этого момента город приобрел значение крупного центра ремесла, торговли и христианизации окских земель.
¬ 1054 году ћуром уже подчин€етс€ не  иеву, а „ернигову, его кн€зю —в€тославу ярославичу.
 н€зь „ерниговский ƒавид —в€тославич. 1076 – 1093 гг.


¬ 1006 году ¬ладимир —в€тославич заключил с волжскими булгарами договор, дав им право «торговать без опасени€» в городе ћуроме.
Ќе сдерживаемые твердою кн€жескою властью, муромцы прин€лись за разбои по pекам ќке и ¬олге.   началу XI в. ћуром успел уже сделатьс€ важным торговым пунктом —еверо-¬осточной –уси и вел торговые сношени€ с волжскими болгарами. ћноговодна€ ќка давала болгарам возможность €вл€тьс€ в ћуром целым караваном судов: местный пушной товар, мед и воск обменивались в ћуроме на произведени€ ¬остока — шелковые ткани, бисер, бусы и различные металлические издели€.  роме болгар сюда наезжали торговые люди из  иева и „ернигова. ¬от этих-то купцов и грабили муромцы.
 
¬ 1088 году город ћуром подвергс€ захвату со стороны волжских булгар.
»нтересные результаты дали раскопки 1980-х годов на  ремлевской горе. ќбнаружены постройки и сооружени€ домонгольского и более поздних периодов, следы крупных пожаров, первый из которых, видимо, был св€зан с сожжением города в 1088 году, а второй, более поздний - с пожаром 1239 года.
¬ 1094 году из  урска в город пришел кн€зь »з€слав ¬ладимирович, и привел своего посадника ќлега. "» прин€ли их муромцы”, говорит летопись, что нельз€ рассматривать иначе, как попытку создать самосто€тельное кн€жество. Ќе случаен и выбор нового кн€з€:  урск, южный город, имел большой опыт общени€ со "своими погаными”, куманами, который мог пригодитьс€ в контактах с Ѕулгарией. Ёта акци€ вызвала быструю реакцию черниговского кн€з€ ќлега —в€тославича, который подошел к ћурому и схватилс€ с »з€славом. ѕоследний был убит, но город легко отделалс€, поскольку признал власть черниговского кн€з€.


«наменитый »ль€ ћуромец, воспетый в 13 народных былинах, происходил из села  арачарово, которое сегодн€ входит в черту ћурома. Ѕогатырь служил на заставе возле стен  иева. ¬ конце жизни, израненный, он удалилс€ в ѕечерский монастырь и, прин€в иноческий сан, скончалс€ там предположительно в 1188 г. е возрасте 50-60 лет. ”же в XIII в. его слава разошлась далеко за пределы –уси. ќн упоминаетс€ в германской саге об ќртните и в норвежской “идрек-саге. ¬ 1643г. »ль€ ћуромец был канонизирован православной церковью. Ќа его мощах обнаружены раны на левой кисти и на груди. ƒень его пам€ти отмечаетс€ 1 €нвар€.

»ль€ ћуромец

Ќа смотровой площадке в 1999 году был установлен пам€тник богатырю »лье ћуромцу. —кульпто𠬈чеслав  лыков (сама€ известна€ его работа – пам€тник маршалу √. .∆укову в ћоскве) изобразил его в двух ипостаси€х — как воина и как монаха: в подн€той руке св€той держит меч, а в другой — крест.

DSC_0791

¬оинственный жест »льи ћуромца не случаен − здесь, на берегу ќки, проходила в древности граница русских земель. ” постамента пам€тника наход€тс€ фигуры сид€щих грифонов. Ћевой лапой сказочные птицы опираютс€ на щит. ¬ысота пам€тника от постамента до меча 21 метр. —овсем еще недавно пам€тник встречал приезжающих в ћуром по наплавному мосту с Ќижегородской области.



Ќа одном из красивейших мест ћурома расположен —пасский монастырь (первоначально «—пасский, что на бору»), основанный по преданию благоверным кн€зем √лебом ћуромским.

DSC_0691

Ёта обитель упоминаетс€ в летописи еще в 1096 г., ее считают первым оплотом христианства в мордовском €зыческом крае.


DSC_0693

√лавный собор монастыр€ - —пасо-ѕреображенский был выстроен вскоре после возвращени€ »вана √розного из  азанского похода 1552 г.

DSC_0704

ѕростые и вместе с тем выразительные формы храма делают его одним из лучших пам€тников храмовой архитектуры XVI в. «дание перестраивалось в XIX в., но теперь луковичные купола вновь заменены золочеными шлемовидными, собору отчасти возвращен его первоначальный облик.

DSC_0724

—пасо-ѕреображенский собор о п€ти главах считаетс€ одним из древнейших сооружений в городе. ¬ нем можно увидеть чудотворную икону Ѕожией ћатери «—коропослушница», которую привезли в 19 веке со св€той горы јфон.

—охранились на территории обители уникальна€ двухэтажна€ церковь ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы и старинные жилые и хоз€йственные постройки.

DSC_0699

¬ середине XVII в. в монастыре возведена колокольн€, а в 1687 г. - двухэтажные покои архимандрита — сама€ стара€ гражданска€ постройка ћурома.

DSC_0734

  началу 90-х гг. относитс€ постройка ѕокровской церкви с трапезной.

DSC_0733

∆ивописна территори€ монастыр€ - зеленые лужайки, цветущие клумбы вокруг рукотворного пруда с лотосами,

DSC_0738

завораживающий вид на заокские дали от надвратного храма преподобного —ерги€ –адонежского (2006).

DSC_0721

ѕосле возрождени€ монастыр€ в 1996 году (был закрыт с 1918 года) его территорию пришлось перепланировать: в северо-восточную часть перенесено кладбище.

DSC_0726

ќпределить места прежних захоронений было невозможно. „тобы почтить пам€ть некогда похороненных здесь монахов и вкладчиков монастыр€, в конце XX века была устроена поминальна€ часовн€-костница,

DSC_0703

куда перенесли все найденные на старом кладбище останки.

DSC_0712

¬ советский период, по некоторым данным, здесь был устроен один из первых концлагерей, затем территорию передали воинской части, теперь обитель возвращена церкви.


Ќепрерывный поток паломников направл€етс€ к женскому “роицкому монастырю, в котором хран€тс€ мощи известных св€тых покровителей любви и брака – ѕетра и ‘евронии. ѕрекрасный ансамбль монастыр€, выдержанный в стиле узорочь€, составл€ют “роицкий собор 17 века с колокольней, надвратна€  азанска€ церковь , насто€тельский корпус. ¬се это окружает стена с башенками.

DSC_0762

  старейшим здани€м монастыр€ относ€тс€  азанска€ надвратна€ шатрова€ церковь и сто€ща€ с ней на одном фундаменте колокольн€.

DSC_0758

—ледующий по старшинству храм — дерев€нна€ церковь преподобного —ерги€ –адонежского 1715 года постройки. Ётот храм не «муромского происхождени€». ќн был перевезен сюда в 1980-е годы из соседнего ћеленковского района, когда “роицкий монастырь был уже закрыт, а его территорию планировалось использовать дл€ создани€ музейной экспозиции. Ќо музей так и не зан€л эти площади, а в 1991 году возродилс€ “роицкий монастырь, первый из женских монастырей ¬ладимиро-—уздальской епархии. Ѕогуслужени€ в храме преподобного —ерги€ –адонежского совершаютс€ нечасто, так как храм холодный. —лужат в нем летом и в день пам€ти преподобного —ерги€ — 8 окт€бр€ (по нов. ст.).
DSC_0766

ќкружающие монастырь стены с шатровыми башенками были возведены после пожара 1805 года.   XIX столетию относитс€ и строительство келейных корпусов вдоль стен, корпуса церковно-приходской школы.
DSC_0769

—ама€ почитаема€ св€тын€ “роицкого монастыр€ — мощи св€тых благоверных супругов кн€з€ ѕетра и кн€гини ‘евронии ћуромских. ¬ ƒень праздновани€ их пам€ти — 8 июл€ (по нов. ст.) отмечаетс€ государственный праздник — ƒень семьи, любви и верности. —в€тые были канонизированы в 1547 году, но в ћуроме их почитали задолго до церковного прославлени€. ѕредани€ об их удивительной жизни передавались на ћуромской земле из века в век из уста в уста.

DSC_0756


Ќапротив расположен внушительный мужской Ѕлаговещенский монастырь. ≈го п€тиглавый белостенный Ѕлаговещенский собор построен в 17 веке по обету »вана √розного. ¬ нем хран€тс€ мощи канонизированных кн€зей ћихаила, ‘едора и  онстантина, которые принесли в муромские земли христианство.

DSC_0745
¬ 1643 году «тщанием и снисканием» “араси€ ÷ветнова на месте дерев€нного храма был возведен —в€то-“роицкий каменный собор, сохранившийс€ до насто€щего времени.

DSC_0748

√лавным украшением —в€то-“роицкого собора €вл€ютс€ кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столети€ с разнообразными орнаментами. »зразцы придают “роицкому собору особое из€щество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов.

DSC_0749

¬ Ѕлаговещенском соборе сохранилс€ главный иконостас в барочном стиле 1797 года, а также старинные иконы середины XVI-XVII века: на западной стене храма — икона «—трашный —уд» и р€дом с ней образы св€тител€ Ќикола€ и св€того »оанна ¬оина. Ёти образы были написаны в самом ћуроме, в иконописных мастерских при Ѕлаговещенском монастыре. ¬ них работал один из известных муромских изогрфов XVII — начала XVIII века, јлександр »ванович  азанцев. ≈го иконы хран€тс€ сейчас в собрании ћуромского историко-художественного музе€.

DSC_0742
—охранить убранство Ѕлаговещенского собора удалось благодар€ тому, что в советскую эпоху храм не был закрыт, за исключением 1940-1942 годов, и €вл€лс€ единственным действующим храмом ћурома. —ам же Ѕлаговещенский монастырь, как и все другие монашеские обители города, в советское врем€ был закрыт. Ёто случилось в 1921 году. ¬ его келейных корпусах располагались квартиры горожан, а в надвратном —тефаниевском храме середины XVII века находилс€ архив.

DSC_0753


¬ладимир «ворыкин - это самый известный муромл€нин (после »льи ћуромца), основоположник современного телевидени€. –одилс€ в ћуроме в семье купца первой гильдии  озьмы «ворыкина. Ќедавно здесь ему установили пам€тник.
»де€ композиции пам€тника: студент петербургского «политеха» начала 20-го века ¬ладимир «ворыкин, сид€щий на скамейке возле родного дома.

DSC_0784
ћонумент установлен у стен дома выдающегос€ муромского изобретател€ телевидени€ на улице ѕервомайска€, 4 (здание муромского музе€) . »менно он изобрел кинескоп.
 
 

—ери€ сообщений "ћуром":
„асть 1 - 8 июл€ - ƒень семьи, любви и верности
„асть 2 - ќ ћуроме с восхищением
...
„асть 5 - ћуром празднует дни ѕетра и ‘евронии
„асть 6 - —в€тое паломничество: ћ”–ќћ: ћќЌј—“џ–»
„асть 7 - ћуром - соль земли русской
„асть 8 - ћуром... –осси€

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку