-–убрики

 -ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Barmani

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.07.2011
«аписей: 3664
 омментариев: 4901
Ќаписано: 12699

ѕ≈–¬џ≈ Ћ≈ƒ» –ќ——»»: ≈вдоки€, жена ƒмитри€ ƒонского

ѕонедельник, 01 »юн€ 2026 г. 18:33 + в цитатник

1 июн€ - день пам€ти ƒмитри€ ƒонского и ƒень защиты детей. —имволичное совпадение, учитыва€, что у кн€з€ было 12 детей. Ќо самым большим его сокровищем была его жена -≈вдоки€(≈фросини€ ћосковска€), одна из самых потр€сающих русских женщин.

Ўесть  веков ≈е считали небесной покровительницей ћосквы. ƒо начала ’’ века в каждом русском доме была ее икона........—егодн€ именно о ней. 

 

»з исторического забвени€ к нам снова возвращаетс€ светлый образ 

женщины: люб€щей супруги, заботливой матери, по-насто€щему великой жены. —ловно о ней сказано в ѕисании: «Ѕлагонравна€ жена приобретает славу мужу» (ѕритч. 11, 16), «ƒобродетельна€ жена — венец дл€ мужа своего» (ѕритч. 12, 4). « то нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от √оспода» (ѕритч. 18, 23). ≈ще в XV веке ÷ерковь прославила кн€гиню ≈вдокию в лике св€тых — на п€ть веков раньше, чем ƒмитри€ ƒонского.

(давно хотела рассказать, но не было повода)

4498623_ (700x525, 183Kb)

≈вдоки́€ ƒми́триевна (1353—1407) — дочь великого кн€з€ —уздальского ƒмитри€  онстантиновича., жена ƒмитри€ ƒонского, покровительница ћосквы.

ќна осталась в нашей истории и как как выдающийс€ государственный де€тель, посв€тивший себ€ своей стране и своему народу. ¬оспринимать кн€жеское достоинство как служение... ѕон€ть ли нам это сейчас...

4498623_0 (236x51, 24Kb)



¬ 1367 году она стала супругой ¬еликого кн€з€ ƒимитри€ »оанновича, позднее прозванного ƒонским, и 22 года провела с ним в счастливом браке, которому «земл€ –усска€ была рада». ¬енчание происходило в ¬оскресенской церкви. —оюз этот был залогом прекращени€ междоусобной борьбы двух сильных кн€жеств: ћосковского и —уздальско-Ќижегородского. 


ќт кн€з€ ƒмитри€ ≈вдоки€ родила восемь сыновей и четыре дочери: —ыновь€: ƒаниил, ¬асилий  — великий кн€зь ћосковский (¬ладимирский), ёрий ) — великий кн€зь ћосковский (¬ладимирский), —имон,»ван, јндрей, ѕЄтр  — кн€зь ƒмитровский с 1389, кн€зь ”глицкий ,  онстантин; ƒочери: —офи€, с 1387 г. супруга кн. ‘еодора ќльговича –€занского, ћари€, с 1394 г. супруга кн. Ћугвени€(—емЄна) ќльгердовича, јнастаси€, с 1397 г. супруга кн. »вана ¬севолодовича ’олмского јнна. 

4498623_EvdokiyaEfrosiiya_Moskovskaya (491x700, 270Kb)


— 1389 года, после кончины своего супруга, она фактически сто€ла во главе ћосковского кн€жества. ќна сделала дл€ ћосквы так много, что в дореволюционной –оссии ее чтили как небесную покровительницу ѕервопрестольного града ћосквы.» это не случайно. ќна так много сделала дл€ приукрашени€ ћосквы, дл€ ее культурного расцвета -стро€ храмы и монастыри, приглаша€ лучших мастеров и  художиков(в том числе јндре€ –ублева). ѕрославилась также как благотворительница и целительница.очевидно, благодар€ ее отзывчивости и помощи были осуществлены многие общероссийские проекты.≈е заслуженно называли покровительницей всех обездоленных, погорельцев, вдов и сирот ...

"ќна  покровительница ћосквы, семьи, женщин, детей, а также армии (ее муж и сын много воевали и ее молитвами возвращались живыми). ќна была опорой и тылом великому кн€зю, а после его кончины - правительницей ћосквы. ќна была очень богатой женщиной, была женщиной власти, но ее любили, потому что она была милостива и заботлива, как мать. » это замечательный пример дл€ современности: как себ€ вести богатым и имеющим власть, чтобы их любили..".

 

49ecccb2fc8b

 н€гин€ ≈вдоки€. Ёскиз ¬.¬аснецова дл€ фресок ¬ладимирского собора в  иеве



∆итие преподобной ≈вфросинии (≈вдокии),
великой кн€гини ћосковской
ƒни пам€ти: 30 ма€ (17 ма€ ст. ст.), 20 июл€ (7 июл€ ст. ст.)




 
»кона прп. ≈вфросинии ћосковской. 
“рапезный храм  азанской иконы Ѕожией ћатери. 
Ѕогородице-–ождественский монастырь.
     
 
    »м€ «≈вдоки€» переводитс€ с греческого как «благоволение». —в€та€ ≈вдоки€ родилась в 1353 году и была дочерью —уздальского кн€з€ ƒимитри€  онстантиновича и его супруги јнны.  н€зь ƒимитрий  онстантинович был мудрым, благочестивым и просвещенным правителем. ¬ Ќижнем Ќовгороде кн€зем ƒимитрием был заложен первый нижегородский каменный кремль (1372 г.) с башней, названной впоследствии ƒмитриевской. ѕри дворе кн€з€ велась Ћаврентьевска€ летопись – один из важнейших пам€тников древнерусского летописани€. 
     ѕо благословению св€тител€ јлекси€, митрополита ћосковского,
18 €нвар€ 1366 г. совершилось бракосочетание ≈вдокии ƒмитриевны с великим кн€зем ћосковским ƒимитрием »вановичем. —вадьбу торжественно отпраздновали в  оломне, находившейс€ на границе —уздальского и ћосковского кн€жеств. Ётот брак имел большое значение дл€ ћосковского кн€жества, скрепл€€ его союз с кн€жеством —уздальским. Ћетописец говорит, что бракосочетание кн€з€ и кн€гини «преисполнило радостию сердца русских»
     «ћолодой кн€зь ƒимитрий отличалс€ многими добродетел€ми: не любил празднослови€, не терпел срамных слов, уклон€лс€ худых людей, а с добрыми любил беседовать, с благоговением слушал —в€щенное ѕисание, заботилс€ о храмах, мужественно сто€л на страже границ; “злобою был дит€, а умом полный муж”, – как говорит о нем древнее повествование.  н€жна была супругой кроткой, люб€щей и набожной.  <…> —в€титель јлексий был отцом и хранителем этого союза, св€той ‘еодор, игумен —имоновский и плем€нник преподобного —ерги€, был духовником великокн€жеской четы. «а 22 года супружества в семье великого кн€з€ родилось 12 детей. —воих чад супруги воспитывали в благочестии и страхе Ѕожием. ¬осприемником двоих сыновей великой кн€гини был преподобный —ергий» [3].

                             ¬еликий кн€зь ƒимитрий ƒонской. ћиниатюра из “итул€рника. 1672 г.
                               —вадьба великого кн€з€ ƒимитри€ »оанновича и великой кн€гини ≈вдокии 
                                          в  оломне. ћиниатюра из Ћицевого летописного свода. ’VI в.   

     Ѕрак был заключен трудное врем€. ««аканчивалс€ сорокалетний период относительного спокойстви€ на –уси: наступало врем€ практически не прекращающихс€ войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними.  роме посто€нного противосто€ни€ внешним врагам — ќрде и Ћитве, продолжалось кровавое соперничество русских кн€жеств. ѕочти в самый год бракосочетани€ кн€з€ ƒимитри€ с ≈вдокией свирепствовала в ћоскве “морова€ €зва” (чума), народ умирал тыс€чами, по московским улицам слышан был плач и причитани€ осиротелых людей.   этой беде присоединилась еще одна — страшный пожар в ћоскве. ћоре огн€ охватило улицы города, безжалостно пожира€ дерев€нные постройки. √орели дома, имущество, скот, гибли люди. <…> » вот тогда-то €вила себ€ ≈вдоки€ матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот». 
     ёные кн€зь и кн€гин€ помогали пострадавшим не только из казны, но и из собственных средств. ¬се бедстви€ супруги переносили со смирением и покорностью ¬оле Ѕожией. ≈два восстановилась ћосква, как в 1368 г. литовский кн€зь ќльгерд √едиминович вторгс€ в ћосковское кн€жество и начал осаду  ремл€, в котором затворились великий кн€зь с кн€гиней, митрополит јлексий и бо€ре. —лышались стоны и крики побиваемых литовцами жителей кн€жества, ћосковска€ земл€ была опустошена, однако, милостью Ѕожией, брать€-соратники ƒимитрий и ¬ладимир, напутствуемые св€тителем јлексием,  ремль не сдали.  н€зь ќльгерд не раз еще нападал на кн€жество, но все же проникс€ уважением к благочестивым, благородным и мужественным молодым русским кн€зь€м и заключил с ними мир, отдав свою дочь ≈лену в жены ¬ладимиру ’раброму. 
       н€гин€ ≈вдоки€ помогала своему супругу непрестанной молитвой о нем и родной земле. «Ќе прошло и п€ти лет супружества, как кн€зю ƒимитрию было необходимо ехать в ќрду в св€зи со спором о великом кн€жении с “верским кн€зем ћихаилом јлександровичем. ѕервосв€титель –усской ÷еркви митрополит јлексий не только благословил кн€з€ на эту поездку — восьмидес€тилетний старец сам сопровождал его до  оломны. ¬ отсутствии супруга ≈вдоки€ со всем народом молилась о благополучном возвращении кн€з€. ѕо молитвам св€тител€ јлекси€ и преподобного —ерги€ кн€зь ƒимитрий »ванович вернулс€ из ќрды в ћоскву с €рлыком на великое кн€жение. <…> 
    јвтор “—лова о житии...” кн€з€ ƒимитри€ находит удивительные и точные слова дл€ описани€ совместной жизни великокн€жеской четы: “≈ще и мудрый сказал, что люб€щего душа в теле любимого. » € не стыжусь говорить, что двое таких нос€т в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельна€ жизнь, на будущую славу взирают, возвод€ очи к небу. “ак же и ƒимитрий имел жену, и жили они в целомудрии.  ак и железо в огне раскал€етс€ и водой закал€етс€, чтобы было острым, так и они огнем Ѕожественного ƒуха распал€лись и слезами пока€ни€ очищались”»[4]. 
      —воими гор€чими молитвами и делами любви и милосерди€ кн€гин€ помогала своему супругу в борьбе за освобождение –уси от монголо-татарского ига. ¬ день –ождества ѕресв€той Ѕогородицы 8 сент€бр€ 1380 года кн€зь ƒимитрий, возглавивший войска русских кн€жеств, одержал на  уликовом поле решающую победу. «аступничество Ѕожией ћатери, благословение и молитвы преподобного —ерги€ и его учеников, молитвы преподобной ≈вдокии и всех близких русских воинов, примирение и объединение самих сражавшихс€ против общего врага исходатайствовали у Ѕога эту победу. ѕо просьбе благочестивого кн€з€ ƒимитри€ ƒонского, –усска€ ÷ерковь установила день ежегодного поминовени€ усопших воинов, «на поле  уликовом за веру и отечество живот свой положивших» – ƒимитриевскую родительскую субботу. 
     ¬ пам€ть победы на  уликовом поле св€та€ ≈вдоки€ построила в  ремле храм в честь –ождества ѕресв€той Ѕогородицы, который был расписан великими иконописцами ƒревней –уси ‘еофаном √реком и ƒаниилом „ерным 
 
    «Ќашествие татарского хана “охтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием дл€ ћосквы и всей –усской земли. ƒимитрий »ванович уехал собирать войско сначала в ѕереславль, а затем в  острому, оставив в ћоскве великую кн€гиню. »з-за опасности вз€ти€ ћосквы велика€ кн€гин€ с детьми и митрополит  иприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего ≈вдоки€ направилась вслед за кн€зем. Ќа пути она едва не попала в плен. „ерез три дн€ осады войска “охтамыша вз€ли ћоскву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель. ѕо преданию, ƒимитрий »ванович плакал на развалинах ћосквы и похоронил убитых на собственные деньги.
    ¬ 1383 г. ƒимитрий »ванович должен был €витьс€ к “охтамышу, чтобы отсто€ть у хана права на великое кн€жение. »з-за крайнего озлоблени€ “охтамыша решили послать в ќрду старшего сына великого кн€з€ — ¬асили€, которому было около 13 лет. ≈вдоки€ отпустила сына и тем самым обрекла себ€ на двухлетнее страдание — сын был задержан в ќрде как заложник. “охтамыш кроме дани потребовал за ¬асили€ выкуп 8 тыс€ч рублей. —умма по тем временам была огромна€, и разоренное ћосковское кн€жество не могло выплатить всю сумму. ѕоэтому ¬асилию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 ма€ 1389 г. великий кн€зь ƒимитрий »ванович скончалс€ на сороковом году жизни. ”мира€, он завещал дет€м беспрекословно слушатьс€ мать и чтить духовных наставников. ѕо свидетельству современников день кончины кн€з€ был днем печали и слез дл€ многих русских людей. Ћетописец записал “ѕлач великой кн€гини по умершем муже” — одно из вдохновеннейших поэтических творений ƒревней –уси. ѕогребли великого кн€з€ в јрхангельском соборе ћосковского  ремл€» [6].
     ƒимитрий »ванович передал престол старшему сыну ¬асилию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. —в€то исполн€€ волю почившего, ≈вдоки€ не удалилась в монастырь, как то было в обычае вдов-кн€гинь, а возглавила семью. ѕредпоследний ее сын »ван скоро умер, но остались, кроме великого кн€з€ ¬асили€, сыновь€ ёрий, јндрей, ѕетр, младенец  онстантин и дочери. ≈ще при жизни супруга св€та€ ≈вдоки€ жила подвижнически, а после его кончины стала вести еще более строгую жизнь, нос€ под роскошной великокн€жеской одеждой влас€ницу и т€желые вериги. Ќикто не знал о ее подвигах, даже близкие. ќблада€ незаур€дным умом и способност€ми, и, вместе с тем, провод€ внимательную духовную жизнь и име€ чуткое сердце, велика€ кн€гин€ мудро и справедливо управл€ла кн€жеством; распор€жалась завещанными средствами на строительство храмов, устроение и нужды монастырей. ≈ще при жизни ƒимитри€ ƒонского она начала оказывать помощь кн€гине ћарии »вановне —ерпуховской в устроении  обители в честь –ождества ѕресв€той Ѕогородицы, основанной по благословению преподобного —ерги€ и указу великого кн€з€, возведении собора и келий. ”строительницы обители были близки по духу и. воздвига€ монастырские строени€, стремились созидать духовную обитель.

                                           Ѕогородице-–ождественский монастырь. ¬есна 2014 г. 
      
      н€гин€ ≈вдоки€ оказывала широкую помощь нуждающимс€, творила милостыню бедным обител€м, в том числе преподобному  ириллу Ѕелозерскому, которого знала еще в его бытность в —имоновом монастыре, хранила строгий пост и воздержание. ¬ созданных кн€гиней иконописных мастерских трудились лучшие иконописцы, такие как ‘еофан √рек, молодой прп. јндрей –ублев и др. ¬ то же врем€ кн€гине приходилось принимать послов, гостей кн€жества, устраивать званые обеды, однако она сама не прикасалась к дорогим €вствам, вкуша€ постную пищу. Ћицо ее было всегда приветливо и светилось духовной радостью [7].
    Ќашлись люди, которые, по наущению врага рода человеческого, стали клеветать на великую кн€гиню. ѕо ћоскве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие ее честь. –аспространение этих слухов при великокн€жеском дворе имело целью ослабить вли€ние великой кн€гини на сыновей, особенно на великого кн€з€ ¬асили€ ƒимитриевича, и подорвать ее авторитет. —ыновь€ любили мать и не верили клевете, но не могли не смущатьс€. ќдин из них, ёрий, все же попросил мать разрешить их недоумение и смущение. «“огда кн€гин€ собрала всех сыновей своих и сн€ла часть великокн€жеских одежд — дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и “плоть прилипла к кост€м”. ёрий с другими брать€ми просили прощени€ у матери и хотели отомстить за клевету. Ќо мать запретила им и думать о мести. ќна сказала, что с радостью претерпела бы унижение и людское злословие ради ’риста, но увидев смущение детей, решилась открыть им свою тайну» 
     аждый день св€та€ ≈вдоки€ начинала с молитвы. ¬ течение дн€ ее можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. ћолилась она и ночью. ѕомина€ своего покойного супруга, она посто€нно делала вклады в монастыри и творила милостыню бедным. «—ыновь€ великой кн€гини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посв€тить себ€ Ѕогу. ¬ сердце ћосквы — в  ремле — она устроила новый женский монастырь (в то врем€ в ћоскве были два женских монастыр€ — јлексеевский и –ождественский) в честь ¬ознесени€ √осподн€. ћесто дл€ обители она выбрала у ‘лоровских ворот. ќтсюда она провожала и здесь встречала своего мужа, возвращавшегос€ с  уликова пол€. ѕоблизости от ворот находилс€ великокн€жеский терем, сожженный во врем€ нашестви€ “охтамыша. Ќа этом месте бывшего кн€жеского жилища воздвигла велика€ кн€гин€ монашеские кельи. ќдновременно она строила несколько храмов и монастырей в ѕереславле-«алесском» [9].
     «— именем великой кн€гини ≈вдокии св€зано одно из самых значительных событий духовной истории –оссии. —овершилось оно во врем€ нашестви€ “амерлана в 1395 г. ¬есть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам –уси, привели в ужас весь народ. ¬еликий кн€зь ¬асилий, благодар€ вли€нию матери, про€вил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Ќо что могла сделать эта мала€ дружина перед полчищами непобедимого завоевател€, утверждавшего, что вс€ вселенна€ недостойна иметь двух правителей?
   Ќарод, подкрепл€емый верой в заступничество Ѕожие, вместе со своей кн€гиней молилс€ Ѕогу. ≈вдоки€ совершала сугубые молитвы об избавлении –уси от гибели. ћолитва праведницы была услышана Ѕогом. ѕо совету матери ¬асилий ƒимитриевич повелел принести чудотворную ¬ладимирскую икону Ѕожией ћатери из ¬ладимира в ћоскву.
 
26 августа 1395 г. велика€ кн€гин€ ≈вдоки€ с сыновь€ми, кн€зем ¬ладимиром јндреевичем ’рабрым, митрополитом, духовенством, бо€рами, с множеством собравшихс€ жителей ћосквы встретили икону Ѕогоматери на  учковом поле.
    ¬ тот самый день и час “амерлан в сонном видении увидел —ветозарную ∆ену, окруженную си€нием и множеством молниеносных воинов, грозно устремившихс€ вперед. ѕо совету своих наставников “амерлан отдал приказ войскам повернуть от границ –уси» [10]. 
    ¬ 1407 г., после видени€ јрхангела ћихаила, предвозвестившего ей скорую кончину, кн€гин€ ≈вдокии решила прин€ть монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. ѕо ее желанию был написан образ јрхангела ћихаила и помещен в кремлевском храме в честь –ождества ѕресв€той Ѕогородицы.
    «—казание говорит, что вступление великой кн€гини на монашеский путь было ознаменовано Ѕожиим благословением и чудом. ќдному нищему слепцу велика€ кн€гин€ €вилась во сне в канун своего пострига и обещала исцелить его от слепоты. » вот, когда ≈вдоки€ шла в обитель на “иноческий подвиг”, слепец-нищий обратилс€ к ней с мольбой: “Ѕоголюбива€ госпожа велика€ кн€гин€, питательница нищих! “ы всегда довольствовала нас пищею и одеждою, и никогда не отказывала нам в просьбах наших! Ќе презри и моей просьбы, исцели мен€ от многолетней слепоты, как сама обещала, €вившись мне в сию ночь. “ы сказала мне: завтра дам тебе прозрение; ныне настало дл€ теб€ врем€ обещани€”. ¬елика€ кн€гин€, будто не замеча€ слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав своей одежды. “от с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. Ќа виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Ќарод прославил вместе с прозревшим угодницу Ѕожию. ѕо сказанию, в день пострига великой кн€гини исцелились от различных болезней 30 человек» [11].
                                                   
ѕостриг был совершен 17 ма€ 1407 г. в дерев€нной церкви ¬ознесени€ √осподн€. ¬елика€ кн€гин€ получила в постриге им€ ≈вфросинии, что в переводе означает «радость».
   «„ерез три дн€, 20 ма€, произошла закладка новой каменной церкви в честь ¬ознесени€ ’ристова. ¬ этом храме велика€ кн€гин€ определила и место своего упокоени€. Ќо ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июл€ 1407 года она скончалась на 54-м году жизни, оплаканна€ семьей, бо€рами, всеми русскими людьми, вид€щими в ней люб€щую мать. ѕогребали св€тую ≈вфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегос€ храма <…>  ак повествует сказание, √осподь €вил через мощи —воей угодницы множество чудес, и преподобна€ ≈вфросини€ была “удостоена прославлени€”. Ќе раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи.
    ѕо кончине преподобной постройку храма продолжила велика€ кн€гин€ —офь€ ¬итовтовна, супруга великого кн€з€ ¬асили€ ƒимитриевича. Ѕольшой пожар не позволил окончить сооружение храма, так что он сто€л недостроенным почти 50 лет и, наконец, супруга великого кн€з€ ¬асили€ “емного — ћари€ ярославна — дала обет завершить постройку. 3 но€бр€ 1467 г. собор был осв€щен митрополитом ‘илиппом I. ѕостройку завершил московский зодчий ¬асилий ≈рмолин» [12].
    ¬ознесенский храм стал усыпальницей великих кн€гинь и цариц –оссийского государства. ««десь были погребены —офь€ ѕалеолог (1503 г.) — втора€ жена »оанна III, ≈лена √линска€ (1533 г.) — мать »оанна IV √розного, »рина √одунова (1603 г.) — супруга цар€ ‘еодора »оанновича, Ќатали€  ирилловна (1694 г.) — мать ѕетра I и другие. ѕоследней упокоена здесь царевна и велика€ кн€гин€ Ќатали€ јлексеевна (1728 г.), внучка ѕетра I, дочь царевича јлексе€ ѕетровича. <…>   началу XX века в храме сто€ло 35 гробниц» [13].
    ћощи основательницы монастыр€ почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. Ќа прот€жении веков отмечались многочисленные случаи чудесной помощи преподобной ≈вфросинии. ќна имеет от Ѕога благодать помогать и на монашеском пути, и в мирской жизни. ќтмечены случаи ее помощи в разрешении неплодства, даровании возможности иметь детей [14]. ¬ 1822 г. над мощами была устроена посеребренна€ рака с сенью. ¬ 1869 году от мощей получил исцеление одержимый отрок, в 1870 году преподобна€ ≈вфросини€ €вилась во сне парализованной девушке и вернула ей здоровье [15]. ¬ 1872 году устраиваетс€ нова€, более дорога€ рака и возводитс€ нова€ сень над мощами св€той. Ќаходивша€с€ р€дом с ракой икона преподобной ≈вдокии также была богато украшена. 
    7 июл€ 1907 г. в  ремле торжественно праздновалось 500-летие со дн€ кончины преподобной ≈вфросинии. ћногие московские храмы отметили 500-летие кончины св€той торжественными службами 
    ¬ 1922 г. раку и сень над мощами изъ€ли с целью извлечени€ из нее драгоценных металлов. ћощи преподобной ≈вфросинии остались в каменной гробнице под полом собора. ¬ 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек ¬ознесенского монастыр€. —отрудники музе€ пытались спасти некрополь. ƒл€ его размещени€ выбрали подвал —удной палаты јрхангельского собора. Ѕлагодар€ усили€м хранител€  ремлевских соборов Ќ.Ќ. ѕомеранцева и главного архитектора пам€тников  ремл€ ƒ.Ќ. —ухова удалось сохранить белокаменные саркофаги с останками кн€гинь и цариц 
   «28 ма€ 2008 года по благословению —в€тейшего ѕатриарха ћосковского и все€ –уси јлекси€ II состо€лось перенесение мощей св€той благоверной кн€гини ≈вфросинии ћосковской в придел мученика ”ара јрхангельского собора ћосковского  ремл€. —в€тейший ѕатриарх в своем слове назвал это событие “вторым обретением мощей преподобной ≈вфросинии ћосковской”. ѕеренесению мощей предшествовала работа комиссии, в которой духовные лица и светские ученые вместе работали под руководством архиепископа ќрехово-«уевского јлекси€. ¬ ходе работы комиссии и были обретены мощи преподобной
   “еперь, по милости Ѕожией, в ћоскве, на Ќахимовском проспекте, есть храм в честь преподобной ≈вфросинии ћосковской,существует ‘онд имени великой кн€гини ≈вдокии ћосковской, ѕредседателем которого €вл€етс€ Ћюбовь —ергеевна јкелина. Ѕлагодар€ членам ѕравославного общества св€тых жен и православной общине при храме прп. ≈вфросинии им€ св€той покровительницы ћосквы впервые за много дес€тилетий прозвучало открыто. ћногие услышали и узнали о небесной заступнице ѕервопрестольного града. Ќа –ождественском бульваре установлен пам€тный крест преподобной ≈вдокий-≈вфросинии.
     
                         ѕам€тный крест прп. ≈вдокии-≈вфросинии на –ождественском бульваре.
       
       ѕреподобна€ ≈вфросини€, велика€ кн€гин€ ћосковска€, всю свою подвижническую жизнь созидала в своей душе ÷арствие Ѕожие, жертвенно служила своему народу и осуществила свое заветное желание стать монахиней.
—в€тых ƒимитри€ и ≈вдокию ћосковских нередко изображают на иконах и в древнерусских лицевых рукопис€х с царскими коронами, хот€ они не имели царского титула. Ќо это глубоко символично: ведь они не только сто€ли у истоков –усского государства и положили его основание, но и всю жизнь восстанавливали дарованное Ѕогом и утраченное грехопадением царское достоинство человека, достигли св€тости и прин€ли от Ѕога венец нетлени€. » не случайно св€та€ кн€гин€ получила прекрасное им€ ≈вфросини€: ее жизнь и небесное заступничество €вл€ютс€ великой радостью дл€ –усской земли и ѕервопрестольного града ћосквы.

¬ознесенский монастырь: предани€ и тайны ћосковского  ремл€  

Ѕольшое сердце маленькой кн€гини

 —в€тейший ѕатриарх ћосковский и все€ –уси  ирилл у мощей св€той ≈вфросинии, почивающих в приделе мученика ”ара.‘ото с сайта ѕатриархи€.ру

∆енщины, равновеликие своим выдающимс€ мужь€м - это уникальное и достойное восхищени€ €вление. “аких в истории –уси было немало...

 «ѕосещение кн€зем ƒмитрием —ерги€ –адонежского перед выступлением в поход на татар».

 

—ери€ сообщений "∆≈Ќ— ќ≈: ѕрекрасные русские женщины":
ѕрекрасные русские женщины
„асть 1 - ѕрекрасные русские женщины на старинных портретах
„асть 2 - ¬сех женщин - с 8 марта, с весенним женским днем
...
„асть 34 - Ђ„ем больше дано вам, Ч тем более вы должны другим" - воспоминани€ о кн€гине «инаиде ёсуповой
„асть 35 -  –≈ў≈Ќ»≈ –”—»: ѕ— ќ¬ = «емл€ св€той ќльги
„асть 36 - ѕ≈–¬џ≈ Ћ≈ƒ» –ќ——»»: ≈вдоки€, жена ƒмитри€ ƒонского

—ери€ сообщений "ѕќЋ»“»„≈— ќ≈; ЁЋ»“ј –ќ——»»":
„асть 1 - "–”—— »… —“»Ћ№"- эталон красоты и моды: –усские дома моды ≈вропы. „ј—“№ 1
„асть 2 - —кажите, что не похожи...
...
„асть 8 - ≈катерина ¬елика€: портреты, факты, документальные фильмы
„асть 9 - –осси€ без белой кости: »—“ќ–»я ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»я –”—— ќ… ј–»—“ќ –ј“»»
„асть 10 - ѕ≈–¬џ≈ Ћ≈ƒ» –ќ——»»: ≈вдоки€, жена ƒмитри€ ƒонского
„асть 11 -  ≈ћ Ќј ј∆”“ –ќ——»ё ѕќ—Ћ≈ ѕ”“»Ќј...... попалось в »нтернете.... 3 ¬»ƒ≈ќ =очень интересно....
„асть 12 - ЌјЎј »—“ќ–»я: освобождение от власти  иева —еверо-¬осточной –уси, XII век

—ери€ сообщений "∆≈Ќ— ќ≈: первые леди –оссии":
Ёти женщины были высоко вознесены судьбой. »м выпала участь быть женами первых лиц –оссии. Ќередко именно они были той доброй (или злой) силой, что сто€ла за их великими мужами
„асть 1 - ѕервые леди –оссии, ’’-’’1 век
„асть 2 - ѕерва€ царица –оссии: ≈вдоки€ —трешнева, основательница русской царской династии –омановых
„асть 3 - ≈катерина ¬елика€: портреты, факты, документальные фильмы
„асть 4 - ѕ≈–¬џ≈ Ћ≈ƒ» –ќ——»»: ≈вдоки€, жена ƒмитри€ ƒонского
„асть 5 - ѕ–ќ≈ “ 1917 - јЋ≈ —јЌƒ–ј = сери€ публикаций, посв€щенных столетию революций, изменивших судьбу –оссии.

ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



ћарина_”шакова   обратитьс€ по имени —реда, 01 »юн€ 2016 г. 22:27 (ссылка)
ќчень интересно, ћариночка
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 01 »юн€ 2016 г. 22:49ссылка
ƒа. я хотела немного написать, но личность мен€ захватила.
ќна стольким помогала, что ее боготворили.
¬дохновл€ла. ѕривлекала. —пособствовала...
ƒаже наш “роицкий собор в Ћавре(где мощи —ерги€,
с которым она была знакома) был с ее помощью построен.
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку