-–убрики

 -ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Barmani

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.07.2011
«аписей: 4032
 омментариев: 5182
Ќаписано: 13880


"—трану согрешившую казнит Ѕог смертьюї или ѕочему рухнула  иевска€ –усь

—реда, 01 јпрел€ 2015 г. 22:09 + в цитатник

»стории от ќлес€ Ѕузины: ѕочему рухнула  иевска€ –усь


¬ойска хана Ѕаты€ разрушили почти все древнерусские города, но они вскоре восстали из пепла. » только столица –уси —  иев — пришла в полный упадок. ѕочему?

 

—редневековые русские люди все несчасть€, случившиес€ с ними, объ€сн€ли  просто: «Ќаводит Ѕог по гневу своему казнь какую-либо или поганых, потому что не обращаемс€ к Ѕогу. ћеждоусобна€ рать бывает от соблазна дь€вольского и от злых людей. —трану согрешившую казнит Ѕог смертью»…

  огда  иев после нашестви€ Ѕаты€ превратилс€ в развалины, и в таких же дым€щихс€ руинах лежали –€зань, —уздаль, √алич и „ернигов, некий древнерусский публицист, им€ которого поглотила истори€, создал «—лово о погибели –усской «емли». «аметьте — просто «русской». Ѕез каких либо прилагательных.

ƒушу несчастного очевидца краха великой державы терзала безмерна€ скорбь, перетекавша€ через порушенные границы отечества. Ќаши сегодн€шние переживани€ не в силах сравнитьс€ с ней. ѕо крайней мере, по широте охвата.

«ќ светло светла€ и красно украшенна€ земл€ –усска€! — писал этот печальник. — ћногими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, пол€ми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, бо€рами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земл€ –усска€, о правоверна€ вера христианска€!

ќтсюда до венгров, и до пол€ков, и до чехов, от чехов до €тв€гов, от €тв€гов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы, от корелы до ”стюга, где живут тоймичи поганые, и за ƒышащим морем, от мор€ до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все покорил Ѕог народу христианскому поганые страны: великому кн€зю ¬севолоду, отцу его ёрию, кн€зю  иевскому, и деду его ¬ладимиру ћономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. ј литва из болота на свет не показывалась. ј венгры каменные города укрепл€ли железными воротами, чтобы на них великий ¬ладимир не ходил войной. ј немцы радовались, что они далеко за синим морем. Ѕуртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на кн€з€ великого ¬ладимира. » сам император ћануил ÷ареградский, страх име€, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий кн€зь ¬ладимир ÷арьграда его не вз€л»...

–”—№ ƒќ ƒџЎјў≈√ќ ћќ–я. «—лово о погибели». сохранилось всего в двух списках. ƒревнейший из них — ѕсковский, датированный XV столетием. ≈го обнаружили в ѕсковско-ѕечерском монастыре. ћонах-переписчик, сохранивший нам его, присоединил небольшой отрывок «—лова» в качестве вступлени€ к «∆итию јлександра Ќевского».   тому времени уже стало очевидно, что «емл€ –усска€ не погибла, что она снова оживает. ¬ремена хана Ѕаты€ остались в далеком прошлом. —о дн€ падени€  иева прошло уже два столети€! ћонгольское иго доживало последние годы. ѕотихоньку складывалс€ культ јлександра Ќевского — пр€мого потомка ¬ладимира —в€того и ярослава ћудрого.

Ѕлаговерный кн€зь јлександр, отбивший в 1242 году немецких рыцарей на „удском озере (на это хватило сил) и смиренно отправившийс€ договариватьс€ с ханом монголов в далекий  аракорум, (так как дл€ борьбы с его державой, включавшей в себ€ не только ћонголию, но и  итай, врем€ еще не настало) превращалс€ в образец политической мудрости. ¬ отличие от своего современника ћихаила „ерниговского, отказавшегос€ пройти между двух очистительных костров в ставке хана (мол, неприлично сие христианину!) и растерзанного за это,

јлександр Ќевский и кострами не брезговал, и кумыс со степн€ками пил. », как показало будущее, оказалс€ прав. ≈го хитрое упорное потомство победило в борьбе с другими лини€ми –юриковичей, страдавшими неизлечимой гордыней, и теперь потихоньку прибирало к своим рукам наследие св€того ¬ладимира.

» пусть  иев еще находилс€ под властью Ћитвы, а √аличина — в руках пол€ков, некий таинственный псковский инок чу€л,

что была€ сила –уси возвращаетс€, что, по сути, она неистребима.

— полуистлевшего пергаментного листа, помнившего времена Ѕаты€, монах-переписчик, сид€ в прохладном скриптории, переносил в новый кодекс и печаль современников монголо-татарского нашестви€ и их пам€ть о былом величии.

ƒышащее море — это Ћедовитый океан. “оймичи — плем€, жившее на берегах притоки —еверной ƒвины — “оймы. Ѕуртасы — мордва. „еремисы — марийцы. — немцами, венграми и чехами — все и так €сно. Ўироко мыслил древнерусский книжник из ѕскова!  уда шире многих наших современников! Ќедаром и идею “ретьего –има выскажет вскоре тоже псковский инок ‘илофей — примерно в тех же местах, где когда-то –усь начиналась во времена –юрика и первых русских кн€зей. ћонах-переписчик помнил, что западна€ граница –уси —  арпаты, а северна€ — студеное Ѕелое море. » на том скромно, но упорно сто€л, напомина€ своим государ€м о свершени€х их державных предков — о тех временах, когда «немцы радовались», что сид€т «за морем».

 –≈ѕ »≈ ќ–≈Ў ». 

ѕочему же ѕсков и Ќовгород даже после нашестви€ Ѕаты€ усто€ли (хан даже не штурмовал их каменные крепостные стены), а  иев пал перед монголами, потер€в былое политическое значение? ѕочему в северных монастыр€х и во второй половине XIII-го и в XIV веках продолжалась летописна€ традици€, а о том, что происходило в прежней столице –уси на берегах ƒнепра, мы можем судить только по отрывочным запис€м иностранных путешественников? (—вои летописи тут перестали составл€ть.) ѕочему уже в 1251 году митрополит  иевский  ирилл “ретий оставил ƒаниила √алицкого, готовившегос€ прин€ть от ѕапы королевскую корону, и уехал — догадайтесь, куда? ѕравильно — оп€ть в Ќовгород! “ам он впервые встретилс€ с јлександром Ќевским и, раздел€€ его антизападную политику, уже в следующем 1252 году отправилс€ на ¬олгу к Ѕатыю и получил от хана €рлык, гарантирующий свободу и неприкосновенность православной церкви.

¬сю свою последующую долгую жизнь митрополит  ирилл провел в основном в разъездах по городам северной и восточной –уси, окормл€€ паству и стрем€сь подн€ть ее дух. Ёто он учредил епископию в “вери и основал епархию в столице самого хана — —арае. ќн же в 1274 во ¬ладимире-на- л€зьме созвал собор епископов –усской православной церкви, восстановивший церковное законодательство, и прин€л новую  ормчую — так называемую —ербскую — свод законов, по которым жила –усь. Ќапомню, что –усска€ ѕравда — юридический кодекс ярослава ћудрого — уцелел только потому, что сохранилс€ в списке —инодальной  ормчей, хранившейс€ в храме —в. —офии Ќовгорода — библиотека —офии  иевской, как известно, погибла в дни Ѕатыева нашестви€.

–усь Ќовгородска€ и –усь ¬ладимирска€ сохранили нам духовное наследие рухнувшей под ударом монголов –уси  иевской. » митрополит  ирилл сохранению этого ковчега немало поспособствовал. ќн умер в ѕере€славле-«алесском 6 декабр€ 1281 года — это в нынешней ярославской области, в 140 км от ћосквы. Ќадолго пережив јлександра Ќевского и исходатайствовав у внука Ѕаты€ — ћенгу-“имура — очередной €рлык на неприкосновенность православной церкви. ¬думайтесь, какой силы духа был этот человек, не убо€вшийс€ ехать в логово победителей-степн€ков и отстаивать свою веру и родину. “олько после смерти прах  ирилла перенесли в  иев, чтобы похоронить там, где покоились его предшественники, начина€ с первого митрополита все€ –уси — ћихаила, направленного на –усь из  онстантинопол€ еще во времена кн€з€ ¬ладимира.

»бо —в€та€ –усь едина, что бы кто ни говорил.

Ќо дл€ церковной свечи, беззащитной на ветру, нужны стены. ƒух веры может жить безбо€зненно только в крепком государстве.

„то же случилось с  иевом, что он потер€л в XIII веке статус столицы –уси? » светской, и церковной.

¬едь присланный из  онстантинопол€ митрополит ћаксим, который сменил  ирилла, грек по происхождению, в 1299 году окончательно переселилс€ во ¬ладимир-на- л€зьме, побыв некоторое врем€ в маленьком Ѕр€нске, что ныне забыто, а его наследник ѕетр –атенский, родившийс€ на ¬олыни, впервые выбрал местом митрополичьей кафедры ћоскву.

≈сли киевский митрополит вынужден был оставить столицу ¬ладимира —в€того и некоторое врем€ держать кафедру в маленьком Ѕр€нске, значит с  иевом было совсем плохо, и ближайшего улучшени€ в его судьбе не предвиделось.

 иев действительно стал тогда не только бедным, но и просто опасным дл€ жизни местом......................................

—арай-Ѕату. —толица «олотой ќрды т€нулась вдоль левого берега ¬олги на 15 км. ≈е насел€ло 75 тыс. человек

 арта «олотой ќрды.

Ѕатый вз€л под свой контроль степи от ƒуна€ до »ртыша и путь из ≈вропы в јзию.

—ѕј—ј…—я,  “ќ ћќ∆≈“!  ости жителей –уси лежали просто в поле, значит, их даже некому было хоронить. ¬се, кто уцелел, пр€тались в лесах — как можно дальше от проезжих дорог и обжитых мест.

¬ «—казании об убиении в ќрде кн€з€ ћихаила „ерниговского и его бо€рина ‘еодора» нашествие Ѕаты€ описано так:

«¬ лето 6746 (1238), по гневу Ѕожиему за умножение грехов наших, было нашествие поганых татар на землю христианскую. “огда одни затворились в городах своих, другие убежали в дальние земли, а иные спр€тались в пещерах и городах своих… “е, кто затворилс€ в городах, ка€лись в своих грехах и со слезами молились Ѕогу, и были они погаными безжалостно ѕ≈–≈Ѕ»“џ; из тех же, кто скрывалс€ в горах, и в пещерах, и в расселинах, и в лесах, мало кто уцелел. » этих через некоторое врем€ татары расселили по городам, переписали их всех и начали с них дань брать. ”слышав об этом, те, кто разбежалс€ по чужим земл€м, возвратились снова в земли свои, кто осталс€ в живых, кн€зь€ и иные люди. » начали татары насильно призывать их».

ѕо словам ѕлано  арпини, тогда татары «сражени€ми опустошили всю –уссию».

≈сли быть точным, почти всю — кроме Ќовгорода и ѕскова.

«а три года, предшествовавшие вз€тию  иева, орда Ѕаты€ опустошила –€зань, ¬ладимир, —уздаль, ћоскву, совсем маленькую еще тогда, и множество других городов. ќднако жизнь в них скоро восстановилась. ¬ некоторых даже началс€ бурный рост.

ј «столица –уссии» пришла в полный упадок, и даже митрополит покинул ее.

ќбычно считаетс€, что ханы специально стремились унизить значение  иева. —лава

великого русского города €кобы раздражала их. Ќо мне ситуаци€ видитс€ несколько иначе. ќбратите внимание на место, которое ханы из рода „ингизидов выбрали дл€ своей столицы. √ород —арай-Ѕату (ƒворец Ѕаты€) или —арай-ал-ћахруса (ƒворец Ѕогохранимый), как его реже называют, был построен сразу же после татаро-монгольского завоевани€ –уси на ¬олге в 80 км от нынешней јстрахани выше по течению. ¬ лучшие времена его насел€ло до 75 тыс€ч человек.

ѕочему Ѕатый выбрал дл€ размещени€ своей ставки ¬олгу, а не ƒнепр? ¬едь во времена первых –юриковичей именно по ƒнепру шел знаменитый путь «из вар€г в греки». Ќеужели татарам не хотелось вз€ть его под контроль, заперев путь экспорту из –уси в  онстантинополь? ¬ конце концов, почему бы Ѕатыю не избрать дл€ своей столицы местом тот же  иев, как это сделал новгородский кн€зь ќлег в IX веке? ¬с€-то разница, что ќлег пришел с севера, а Ѕатый с юга. — разрывом в три столети€. ќдин вышел из лесу, другой — из степи. » дл€ того, и дл€ другого  иев не был родным. ¬ар€г ’ельги имел на него такие же права, как и монгол Ѕату. ѕрекрасный климат. Ўирокий ƒнепр. —ама€ граница лесной и лесо-степной зон… „то еще надо человеку, чтобы спокойно встретить старость?

Ќо ’ельги-ќлег назвал  иев «матерью городам русским», а Ѕатый-Ѕату просто разорил дотла «столицу –уссии» и вернулс€ в «аволжье, откуда и началс€ в 1237 году его поход на –усь. 
 ак интересно было бы представить альтернативный вариант истории — Ѕату-хан все-таки делает  иев своей столицей. ≈го наследники, прин€в ислам, как это сделал хан ”збек в 1321 году, возвод€т мечети р€дом с православными храмами. »ли сами станов€тс€ христианами (был же христианином сын Ѕаты€ — —артак!), постепенно смешиваютс€ со слав€нами, переход€ на русский €зык. «олота€ ќрда со столицей в  иеве… ћогло такое быть? Ќикогда! » не только потому, повторим известную фразу, что истори€ не знает сослагательного наклонени€, но и по куда более банальной причине. „исто экономической.

Ћегко заметить, что —арай-Ѕату возник почти в том же месте, что и хазарска€ столица »тиль, располагавша€с€ в дельте ¬олги. ¬сего сотней километров выше по течению. ѕо сути, он реанимировал экономическую систему ’азарии, контролировавшей, прежде всего, ¬олжский торговый путь из Ѕалтики в  аспий — то есть, из ≈вропы в ѕерсию и »ндию. ¬олга близко подходит к ƒону. Ќаход€сь в —арае, Ѕатыю было легко перехватывать поток товаров по ƒону. ј вот путь «из вар€г в греки» его попросту не интересовал, так как его давно не было. ¬ √реции (в ¬изантии) сидели крестоносцы, сделавшие  онстантинополь столицей своей Ћатинской империи. »менно они и уничтожили дорогу «из вар€г в греки», а заодно и экономическое значение  иева накануне монгольского завоевани€.

 

ѕ–ќ Ћя“џ≈  –≈—“ќЌќ—÷џ. 

» тут самое врем€ пришло вспомнить о „етвертом крестовом походе.  огда в 1204 году латин€не-крестоносцы вз€ли  онстантинополь — тоже, между прочим, христианский город — столицу православи€, на –уси известие об этом вызвало стон. «ј наутро, с восходом солнца, — писал древнерусский книжник в «ѕовести о вз€тии ÷арьграда крестоносцами», — ворвались фр€ги в св€тую —офию, и ободрали двери и разбили их, и амвон, весь окованный серебром, и двенадцать столбов серебр€ных и четыре кивотных, и двенадцать крестов, находившихс€ над алтарем… и все это серебр€ное… ј прочие церкви в городе и вне города и монастыри в городе и вне города все разграбили… ћонахов, и монахинь, и попов обокрали, и некоторых из них поубивали, а оставшихс€ греков и вар€гов изгнали из города… ¬от так и погибло царство богохранимого города  онстантинова и земл€ √реческа€ из-за распрей цесарей, и владеют землей той фр€ги».

—лучилось это ровно за тридцать шесть лет до штурма монголами  иева, когда падет уже наша —офи€. Ќо „етвертый крестовый поход погубил не только ÷арьград. ќн нанес также смертельный удар по экономическим интересам  иева. Ѕизнес-проект римского папы победил тогда бизнес-проект патриарха ¬остока. ј заодно — и вар€гов, изгнание которых из  онстантинопол€ зафиксировал наш летописец."

==================================

÷»“»–”ё =часть 3: "«начение столицы –уси падает на прот€жении всего XII века, пока идут первые крестовые походы.

«а  иев даже перестают боротьс€ сильные русские кн€зь€. ќн остаетс€ символом, но не тем местом, где делают деньги.


1204 год. ¬з€в  онстантинополь, крестоносцы уничтожили главного торгового партнера стольного  иева.


¬ладимир на  л€зьме. ѕодн€лс€, когда «мать городов русских» стала приходить в упадок.

“ќ–√ќ¬Ћя Ќ≈ “≈–ѕ»“ ѕ”—“ќ“џ. ¬ладимир ћономах умирает киевским кн€зем в 1125 году. ≈го сын — основатель ћосквы ёрий ƒолгорукий — всю жизнь воюет за  иев с родственниками. ¬ конце концов, мечта его сбываетс€. ¬ 1157 году он овладевает  иевом и тут же умирает. ј уже в 1169 году сын ёри€ — тоже суздальский кн€зь јндрей Ѕоголюбский — захватив столицу своего отца и деда на ƒнепре, сажает тут своего ставленника и возвращаетс€ в —уздаль.

 иев хиреет.  апитальное строительство тут прекращаетс€.

«ато неожиданно поднимаютс€ города будущей ћосковии — ¬ладимир-на- л€зьме, –остов, —уздаль.  н€зь јндрей отстраивает каменный замок в Ѕоголюбове. ¬о ¬ладимире возвод€т «олотые ворота в подражание киевским. ќдин за другим поднимаютс€ соборы. «наменита€ церковь ѕокрова-на-Ќерли — пам€тник как раз той эпохи. » главное — сюда пересел€ютс€ люди с ёжной –уси. Ќа севере возникают города с такими же названи€ми, как в  иевском и √аличском кн€жествах — √алич в земле племени мер€ (ныне –  остромска€ область), ѕере€славль-«алесский, «венигород, —тародуб, даже ¬ышгород и ѕрилуки!

¬ узких кругах историков широко известна фраза “атищева: «¬еликий кн€зь ёрий ¬ладимирович ƒолгорукий, лишившись  иевского кн€жени€… зачал строить во области своей многие грады “≈ћ» ∆≈ »ћяЌџ, как в –уси суть, хот€ тем утолить печаль свою, что лишилс€ великого кн€жени€ русского».

—егодн€ отнюдь не все эти города св€зывают с де€тельностью ёри€ ƒолгорукого. “ем более, что вскоре он утешилс€ возвращением в  иев. ¬ажно то, что по€вление этих городов-двойников свидетельствует в пользу миграции населени€ с ёжной –уси на —еверо-«апад. ѕроцесс переселени€ шел на прот€жении всего XII века, а потом продолжилс€ и в XIII, и в XIV столети€х.  онечно, не все уходили. Ќо многие и многие. «начит, видели в этом выгоду и перспективу. Ѕыла ли тому причина? ј как же!

 роме умирающего пути «из вар€г в греки» через Ќовгород шла еще одна торгова€ дорога — на ¬осток. »менно на ней и расцвели ¬ладимир, —уздаль и ћосква. —еверный Ќовгород нуждалс€ в хлебе. —уздальские кн€зь€ поставл€ли им его, перекупа€ товары, идущие из Ќовгорода, и гнали их по ќке и ¬олге через  аспий на мусульманский ¬осток. ÷ентром перевалочной торговли между Ќовгородом и —уздалем стал город с красноречивым названием “оржок на речке “верца — третий на –уси по количеству найденных в нем берест€ных грамот. “ут проходила граница между Ќовгородским и ¬ладимиро-—уздальским кн€жествами.

¬скоре суздальские кн€зь€ так окрепли, что решили захватить Ќовгород. ¬ апреле 1216 года произошла знаменита€ битва на реке Ћипица. —уздальский кн€зь-рейдер ярослав ¬севолодович — внук ёри€ ƒолгорукого и правнук ¬ладимира ћономаха — захватил “оржок и перекрыл в Ќовгород подвоз хлеба. ѕод угрозой голодной смерти новгородцы решили не сдаватьс€ и мигом нан€ли кн€з€-брод€гу ћстислава ”датного с его дружиной. «”йди из “оржка в свою волость, — написал ћстислав ярославу. — Ќе нужна тебе земл€ новгородска€». Ќо тот ответил: «ћира не хочу.  оли пошли — так идите. Ќо на сто моих воинов один ваш будет». Ќовгородских послов он запер в срубе, а всех, кто на него пойдет, пообещал «забросать седлами».


“оргово-экономический спор двух средневековых мафиозных кланов, мешавшим простым люд€м жить спокойно, решило только генеральное сражение. Ќовгородцы, несмотр€ на холодный весенний день, разулись, чтобы было удобнее бегать по пересеченной местности, и смело поперли на врага пешком. »спугавшись их чумазых ног, суздальцы побежали. ¬переди всех, крепко держась в седле и даже не собира€сь эту нужную вещь в кого-то бросать, драпал кн€зь ярослав ¬севолодович. Ќа месте битвы он даже бросил кольчугу и красивый шлем с серебр€ной инкрустацией. Ќовгород отсто€л свою независимость. 
Ќа все это  иеву оставалось только взирать. ƒороги истории, как и мирова€ торговл€, отныне шли мимо него.

ј потом €вилс€ Ѕатый.  огда в 1240 г. он обложил бывшую столицу –уси, в городе не было даже —¬ќ≈√ќ кн€з€! “олько наместник ƒаниила √алицкого — воевода ƒмитрий — сидел на остывающем престоле св€того ¬ладимира и правил именем держател€ второстепенного прикарпатского кн€жества прежним «соперником  онстантинопол€».

¬прочем, сами средневековые русские люди все несчасть€, случившиес€ с ними, объ€сн€ли куда проще: «Ќаводит Ѕог по гневу своему казнь какую-либо или поганых, потому что не обращаемс€ к Ѕогу. ћеждоусобна€ рать бывает от соблазна дь€вольского и от злых людей. —трану согрешившую казнит Ѕог смертью»…

јвтор ќлесь Ѕузина
4498623__2_ (700x581, 261Kb)
ѕќЋЌќ—“№ё можно прочитать «ƒ≈—№:
 

 

—ери€ сообщений "»—“ќ–»я –ќ——»»: –”—№ »«Ќј„јЋ№Ќјя":
Ѕесконечно интересна€ тема: древний период нашей великой страны
„асть 1 - –”—№ »«Ќј„јЋ№Ќјя =„ј—“№ 6= то правил –оссией (национальный проект)
„асть 2 - "—трану согрешившую казнит Ѕог смертьюї или ѕочему рухнула  иевска€ –усь
„асть 3 - –”—№ »«Ќј„јЋ№Ќјя, все части
„асть 4 - –”—№ »«Ќј„јЋ№Ќјя, преамбула
...
„асть 9 - ƒень крещени€ –уси: празднуют миллионы православных по всему миру. ј Ќј„»ЌјЋќ—№ ¬—≈ ¬  –џћ”, ¬ ’≈–—ќЌ≈—≈
„асть 10 - ÷ерковь ѕокрова на Ќерли
„асть 11 - ЌјЎј »—“ќ–»я: освобождение от власти  иева —еверо-¬осточной –уси, XII век

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



OrxideaIo   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 01 јпрел€ 2016 г. 22:41 (ссылка)
ќчень интересно.—пасибо ќлесю Ѕузине и светла€ пам€ть ему.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 01 јпрел€ 2016 г. 22:55ссылка
—ветла€ пам€ть, да, и спасибо. “еперь € пон€ла, почему его убили.
=============
–ада у себ€ видеть!
—ерж_ќрлов   обратитьс€ по имени —уббота, 02 јпрел€ 2016 г. 11:31 (ссылка)
—пасибо за пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 02 јпрел€ 2016 г. 11:48ссылка
¬сегда пожалуйста! ћне при€тно, что ¬ы ко мне загл€дываете!:)
Barmani   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 26 »юн€ 2017 г. 10:58 (ссылка)


ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку