-–убрики

 -ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Barmani

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.07.2011
«аписей: 4092
 омментариев: 5224
Ќаписано: 14060


ќ —јћќћ √Ћј¬Ќќћ »ван »льин

¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 11:27 + в цитатник

÷»“»–”ё: Ќам не дано знать, когда и в каком пор€дке закончитс€ революци€ в –оссии. —обыти€ развертываютс€ медленно, слишком медленно дл€ одного поколени€. ћы не можем и не должны делать себе иллюзий: предсто€т еще сложные, ответственные и мучительные событи€, смысл которых будет состо€ть в том, что всероссийское кресть€нство овладеет изнутри государственным и военным аппаратом страны, сбросит или отодвинет устроившийс€ у власти слой международных авантюристов и начнет строить новую национальную –оссию. ¬озможно, что из наших старших поколений лишь немногие доживут до освобождени€ родины и лишь совсем немногие смогут прин€ть участие в ее возрождении. Ќо именно это предвидение об€зывает нас смотреть вперед и вдаль, и готовить дл€ новых русских поколений тот материал выводов и руковод€щих линий, который мы выстрадали и выносили за эти дес€тилети€ и который поможет им справитьс€ с их претрудной задачей. ћы должны высказать и письменно (по возможности и печатно!) закрепить в отчетливых и убедительных формулах то, чему нас научила истори€, чем нас умудрила наша патриотическа€ скорбь.

√р€дуща€ –осси€ будет нуждатьс€ в новом, предметном воспитании русского духовного характера; не просто в «образовании» (ныне обозначаемом в —оветии пошлым и постылым словом «учеба»), ибо образование, само по себе, есть дело пам€ти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. ќбразование без воспитани€ не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распор€жение жизненно-выгодные возможности, технические умени€, которыми он, — бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, — и начинает злоупотребл€ть. Ќадо раз навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальна€ «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации.

Ќовой –оссии предстоит выработать себе новую систему национального воспитани€ и от верного разрешени€ этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь.

ћы видели, как русска€ интеллигентска€ идеологи€ 19-го века подожгла –оссию, вызвала великий пожар и сама сгорела в его огне. ћы знаем также, что русский народ жив и будет восстанавливать свое государство на пепелище революции. ћы же, русска€ интеллигенци€, кость от кости русского народа, дух от духа, любовь от его любви и гнев от его гнева; — мы, никогда не верившие ни в какую «после-петровскую» пропасть, €кобы отделившую нас от нашего народа, и ныне не вер€щие ни в какой «разрыв» между внутренней и зарубежной –оссией, — мы об€заны осознать причины нашего государственного крушени€, найти его истоки в строении и укладе русской души, обрести и в самих себе эти больные уклоны и преодолеть их (все эти национальные заблуждени€ и соблазны, все это больное наследие уделов, татарщины, сословности, крепостничества, бунтов, заговорщичества, утопизма и интернационализма), — преодолеть и вступить на новый путь.

–осси€ выйдет из того кризиса, в котором она находитс€, и возродитс€ к новому творчеству и новому расцвету — через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: свободы, любви и предметности. ¬с€ современна€ культура сорвалась на том, что не сумела сочетать эти основы и блюсти эти законы. ќна захотела быть культурою свободы и была права в этом; но она не сумела стать

культурою сердца и культурою предметности, — и это запутало ее в противоречии и привело ее к великому кризису. »бо бессердечна€ свобода стала свободой эгоизма и своекорысти€, свободой социальной эксплуатации, а это повело к классовой борьбе, к гражданским войнам и революци€м. ј беспредметна€ и противопредметна€ свобода — стала свободой беспринципности, разнуздани€, безвери€, «модернизма» (во всех его видах) и безбожи€. ¬се это св€зано взаимно; все это есть единый процесс, приведший к великому кризису наших дней. –еакцией на это €вилс€ — зажим бессердечной и беспредметной свободы в государственно-партийные, диктаториальные тиски, — то коммунистические, то буржуазно-националистические. Ётот бюрократически организующий зажим должен был бы, казалось, устранить известные анти-социальные про€влени€ свободы, злоупотреблени€ ею, и водворить большую социальность при несвободе. Ќа самом же деле несвобода (отрицательна€ функци€) ему удаетс€ вполне, а больша€ социальность (положительна€, творческа€ функци€) — не удаетс€ ему: на место прежней свободной не-социальности водвор€етс€ нова€ несвободна€ антисоциальность и народ попадает в наихудшие и наит€гчайшие услови€ жизни, известные в истории. —оциализм и коммунизм отнимают у людей свободу и не дают им ни социальной справедливости, ни духовного творчества.

Ёто объ€сн€етс€ тем, что осуществить социальную справедливость могут только люди с сердцем и с предметною волею, ибо справедливость есть дело живой любви и живого совестного созерцани€, т.е. — предметно настроенной и устроенной души. ќшибочно принимать справедливость за равенство, ибо справедливость есть предметное неравенство людей. Ќаивно воображать, будто достаточно последовательной доктрины и последовательного рассудка дл€ того, чтобы справедливость была найдена и водворена и чтобы люди начали новую социальную жизнь. »бо рассудок без любви и без совести, не укорененный в живом созерцании Ѕога, есть разновидность человеческой глупости и черствости, а глупа€ черствость никогда еще недодала людей счастливыми.

»з трех великих основ вс€кой человеческой жизни и культуры — свободы, любви и предметности, — ни одна не может быть упразднена или упущена: необходимы все три и все три обусловливают одна другую взаимно. ≈сли бессердечна€ свобода ведет к несправедливости и эксплуатации, то беспредметна€ свобода ведет к духовному разложению и социальной анархии. Ќо бессердечна€ и беспредметна€ несвобода ведет к еще более т€жкой рабской несправедливости и глубокой деморализации. —вобода необходима человеческому инстинкту и духу, как воздух телу. Ќо она должна быть наполнена жизнью сердца и предметной воли. „ем больше сердца и предметной воли у человека, — тем менее опасны ему соблазны свободы и тем больший смысл она приобретает дл€ него. —пасение не в отмене свободы, а в ее сердечном наполнении и предметном осуществлении.

»менно этим определ€етс€ путь гр€дущей –оссии. ≈й нужно новое воспитание: в свободе и к свободе; — в любви и к любви: — в предметности и к предметности. Ќовые поколени€ русских людей должны воспитыватьс€ к сердечной и предметной свободе. Ёта директива — на сегодн€, и на завтра, и на века. Ёто единственно-верный и главный путь, ведущий к расцвету русского духа и к осуществлению христианской культуры в –оссии.

ƒл€ того, чтобы вы€снить это до конца, необходимо сосредоточитьс€ на идее предметности.

—обыти€ последнего века показали нам, что свобода совсем не есть последн€€ и самодовлеюща€ форма жизни: она не предопредел€ет ни содержани€ жизни, ни ее уровн€, ни направлени€ —вобода даетс€ человеку дл€ предметного наполнени€ ее, дл€ предметной жизни, т.е. дл€ свободной жизни в ѕредмете. „то же есть ѕредмет и что такое предметна€ жизнь?

 аждое существо на земле и каждое тело человеческое имеет некоторую цель, которой оно и служит. ѕри этом можно иметь в виду чисто субъективную цель, зовущую человека к удовлетворению его личных потребностей и ведущею его к личному успеху в жизни. Ќо можно иметь в виду и объективную цель, последнюю и главную цель жизни, по отношению к которой все субъективные цели окажутс€ лишь подчиненным средством. Ёто есть велика€ и главна€ цель человека, осмысливающа€ вс€кую жизнь и вс€кое дело, цель, на самом деле прекрасна€ и св€щенна€; — не та, ради которой каждый отдельный человек гнетс€ и кр€хтит, стараетс€ и богатеет, унижаетс€ и трепещет от страха, но та, ради которой действительно стоит жить на свете, ибо за нее стоит боротьс€ и умереть. ƒл€ животного такой целью €вл€етс€ продолжение рода и в служении этой цели мать-самка отдаст свою жизнь за детеныша. Ќо у человека есть более высока€, духовно-верна€ цель жизни, на самом деле и дл€ всех драгоценна€ и прекрасна€ или, если собрать все эти определени€ в простой и скромный термин, — ѕредметна€.

„еловеку стоит жить на свете не всем, а только тем, что осмысливает и осв€щает его жизнь и самую его смерть. ¬сюду, где он живет нестоющим, — пустыми удовольстви€ми, самодовлеющим накоплением имущества, кормлением своего честолюби€, служением личным страст€м, словом, всем, что непредметно или противопредметно — он ведет жизнь пустую и пошлую, и всегда предаст свою цель, как только встанет выбор между этой пустой целью и самой жизнью. »бо он сейчас же рассудит так: — спасу жизнь, — останетс€ надежда на удовольстви€ и при€тности; погибну за удовольстви€ и за богатство, — утрачу и их, и жизнь. Ќо если у человека есть предметна€, св€щенна€ цель жизни, то он мыслит обратно: если предам мою предметную цель, то потер€ю и самый смысл жизни, а на что мне жизнь без смысла и св€тыни?.. — така€ жизнь мне не нужна, а предметна€ цель св€щенна и необходима и тогда, если мо€ лична€ жизнь на земле прерветс€…

II

∆ить предметно — значит св€зать себ€ (свое сердце, свою волю, свой разум, свое воображение, свое творчество, свою борьбу) с такой ценностью, котора€ придаст моей жизни высший, последний смысл. ћы все призваны к тому, чтобы найти эту ценность, св€зать себ€ с нею и верно осмыслить ею наш труд и направление нашей жизни. ћы должны увидеть оком сердца предметное значение и назначение нашей жизни. »бо в действительности мы все служим некоему высшему ƒелу на земле, — Ѕожьему ƒелу, — «прекрасной жизни» по слову јристотел€, «÷арству Ѕожьему» по откровению ≈вангели€. Ёто есть едина€ и велика€ цель нашей жизни, единый и великий ѕредмет истории. » вот, в его живую предметную ткань мы и должны включить нашу личную жизнь.

ћы найдем свое место в этой ткани, увидев с силою очевидности, что жизнь русского народа, бытие –оссии, — достойное, творческое и величавое бытие, — входит в это Ѕожье ƒело, составл€ет его живую и благодатную часть, в которой есть место дл€ всех нас.  то бы € ни был, каково бы ни было мое общественное положение, — от кресть€нина до ученого, от министра до трубочиста, — € служу –оссии, русскому духу, русскому качеству, русскому величию; — не «маммону» и не «начальству»; — «не личной похоти» и не «партии»; не «карьере» и не просто «работодателю»; — но именно –оссии, ее спасению, ее строительству, ее совершенству, ее оправданию перед Ћицом Ѕожиим. ∆ить и действовать так, значит жить и действовать согласно главному, предметному призванию русского человека; это значит жить предметно, т.е. — службу превратить в служение, работу в творчество, интерес во вдохновение, «дела» осв€тить духом ƒеда, заботы возвысить до замысла, жизнь осв€тить »деей. »ли, что то же самое,- ввести себ€ в предметную ткань ƒела Ѕожи€ на земле.

ѕредметность противостоит сразу — и безразличию и безогл€дному своекорыстию — этим двум чертам рабского характера.

¬оспитать к предметности значит, во-первых, вывести человеческую душу из состо€ни€ холодной индифферентности и слепоты к общему и высшему; открыть человеку глаза на его включенность в ткань мира, на ту ответственность, котора€ с этим ув€зана, и на те об€зательства, которые из этого вытекают; вызвать в нем чутье и вкус к делам совести, веры, чести, права, справедливости, церкви и родины. ѕоэтому стать предметным человеком значит проснутьс€ и выйти из гипноза бездействи€ и страха, растопить свою внутреннюю льдину и расплавить свою душевную черствость. »бо предметность противостоит прежде всего безразличию.

¬оспитать к предметности значит, во-вторых, отучить человека от узкого и плоского своекорысти€, от того «шкурничества» и той беспринципной изворотливости, при которых невозможно никакое культурное творчество и никакое общественное строительство. —тать предметным человеком значит преодолеть в себе примитивный и безогл€дный инстинкт личного самосохранени€, тот наивный и циничный эгоизм, которому недоступно высшее измерение вещей и дел. „еловек, не обуздавший своего животного себ€люби€, своего практического эгоцентризма, не открывший себе глаза на свое призвание — служить, не научившийс€ преклон€тьс€ перед высшим —мыслом и ƒелом, перед Ѕогом, будет всегда существом, социально опасным. “ак, ѕредметность освобождает душу не только от душевного безразличи€, но и от скудости и пошлости личного эгоцентризма.

¬ этих двух требовани€х содержитс€ азбука предметного воспитани€. » надо признать, что вне ее — вс€кое вообще воспитание мнимо и призрачно, и вс€кое вообще образование мертво и формально. —амое важное, что должна дать человеку семь€ и школа — это предметно-открытый взор, предметно живое сердце и предметно готовую волю. „еловек должен видеть и разуметь ткань Ѕожьего ƒела на земле, — чтобы знать, как можно войти в нее и как следует включать себ€ в ее жизнь; — чтобы сердце его отзывалось на €влени€ и событи€ в этой ткани, как на важные, драгоценные, вызывающие радость и горе; чтобы вол€ была способна и готова жертвовать этой ткани своим личным интересом и служить ей не за страх и не за долг, а за любовь и за совесть.

Ќыне, как может быть еще никогда, –осси€ нуждаетс€ в таком воспитании. »бо ранее в –оссии была жива религиозна€ и патриотическа€ традици€ такого духа и такого воспитани€. ј ныне старые традиции порваны, а новые еще не зав€зались и не сложились. «ав€зать и укрепить их и должна система предметного воспитани€.

ƒуховна€ предметность души €вл€етс€, как сказано, выходом из безразличи€ и своекорысти€. Ќо этим преодолением, которое имеет лишь отрицательное, а не положительное значение, предметность не определ€етс€ и не исчерпываетс€. ѕо существу же иде€ предметной жизни и предметного человека может быть описана так.

ѕреодолев свое безразличие, человек должен найти себе насто€щее и достойное содержание жизни. ќн должен цельно полюбить нечто такое, что на самом деле заслуживает цельной любви и преданного служени€. Ёто значит, что насто€ща€ предметность имеет два измерени€: субъективно-личное и объективно-ценностное. ѕервое измерение, субъективно-личное, определ€ет, действительно ли € предан моей жизненной цели, искренен ли € в этой преданности, целен ли € в этой искренности, и, наконец, действую ли € согласно этой преданности, искренности и цельности. ¬торое измерение, объективно-ценностное, определ€ет, не ошибс€ ли € в выборе моей жизненной цели, действительно ли мой «предмет» ѕодметен, действительно ли мо€ цель св€щенна и правда ли ею стоит жить и за нее стоит боротьс€ и, может быть, умереть. »бо в жизни возможны разные пути и перепуть€.

“ак, возможно, что человек субъективно — «предметен», а объективно нет. Ёто значит, что он страстно, искренно и де€тельно предан ошибке, например, какому-нибудь вредному, обольстительному учению, ложной политической цели, нелепой и лукавой вере… “огда возникает страстное и искреннее кипение в пустоте или соблазне. — Ќо возможно и обратное, — когда человек высказываетс€ в пользу верной цели, которою действительно стоит жить и за которую стоит боротьс€ до смерти, но сам он относитс€ к ней холодно, не име€ дл€ нее ни любви, ни жертвенности, ни борьбы. “огда возникает верна€ формула ѕредмета, не больше, а может быть еще и аффектированна€ декламаци€ о ѕредмете, верна€ по содержанию, но фальшива€ по чувству и скользко-предательска€ в жизни. ¬-третьих, возможно и такое положение дела, при котором субъективно-холодный человек холодно разговаривает о ѕредметно неверных или соблазнительных цел€х жизни. ќднако, верна и духовно-значительна четверта€ возможность, когда человек искренно, цельно и де€тельно предан ѕредметной цели, т.е. делу Ѕожьему на земле, например, церкви, науке, искусству, духовному воспитанию своего народа, организации справедливой жизни, спасению своей родины, выработке свободного и справедливого права. » эта возможность есть единственно-верна€.

“огда душою человека владеет двойна€ или подлинна€ ѕредметность. ќна захватывает его душу, осмысливает его жизнь, делает его цельным и огненным и придает его жизни религиозный смысл, даже и тогда, когда он сам себ€ не считает ни верующим, ни церковным, — ибо сокровенна€ религиозность глубже €вной и незрима€ церковь обширнее зримой. “акой человек переживает свой ѕредмет — сразу — как далекую цель, как объективное-будущее-желанное событие, и в то же врем€ — как близкую реальность, как вдохновл€ющую его силу, как подлинную ткань быти€, котора€ захватывает и его личные силы. Ќасто€щий человек ищет в своей жизни прежде всего — ѕредметности, т.е. ƒела Ѕожьего на земле; он углубл€ет до него каждую жизненную задачу, каждое жизненное отношение; он освещает из него все дела, исходит из него, как из задани€, и восходит к нему, как к цели.

¬се это придает ему особый дух — дух искани€, ответственности и служени€, без которого человек остаетс€ обывателем или карьеристом, слугою своих страстей или медиумом чужих вли€ний, а может быть и хуже — лисой, хамелеоном и предателем. ѕо духу искани€, ответственности и служени€ предметные люди легко и быстро узнают друг друга, и тот, кто раз приобщилс€ ему, быстро научиваетс€ без ошибки узнавать его: он узнает его и у  онфуци€, и у —ократа, и у ћарка јврели€, и у ¬ильгельма ќранского, и у  арлейл€; а у нас в –оссии — он узнает его и в православном старце, и в ѕетре ¬еликом, и в —уворове, и у праведников Ћескова, — и будет прав, ибо этот дух действительно создавал и строил –оссию. » вот каждое такое открытие, каждое такое знакомство будет ему духовной радостью и будет вызывать в нем желание — включить узнанное в свою жизнь; а если это живой человек, то св€затьс€ с ним крепко и надолго полнотою довери€ и братским сотрудничеством. ѕредметные люди — брать€ перед Ћицом Ѕожиим; они суть как бы живые нити Ѕожией ткани на земле; или — живые струи ≈го потока; граждане ≈го медленно возрастающего ÷арства. » именно этим объ€сн€етс€ присущее им стремление — пробудить в других чувство ѕредметности, сознание ѕредмета, искание ѕредметности, чувство предметной ответственности.

¬от почему ѕредметность можно было бы описать, как включение себ€ в ƒело Ѕожие на земле; или как вплетение себ€ в ≈го ткань; или как вхождение в ≈го поток; как отождествление своего дела с ≈го ƒелом, своего успеха с ≈го успехом, своей силы с ≈го силою. » этому соответствует измерение его мерилами и его успехами — своей жизни, своей ответственности, своих решений, своей правоты, своей удачи и победы. “кань этого ƒела реально присутствует во всем: в природе и в человеке; в самом человеке (в теле, в душе и в духе), и в его культуре; в индивидуальной жизни, и в народной жизни; в семье и в воспитании; в церкви и в вере; в труде и в хоз€йстве; в праве и в государстве; в науке и в искусстве; в де€ни€х воина и в де€ни€х монаха. Ќадо научитьс€ воспринимать ее, видеть ее, радоватьс€ ей, пребывать в ней и служить ей. » воспитание человека тем лучше и глубже, чем больше оно сообщает ему это умение.

ћожно было бы сказать, что ѕредметность есть единый и общий источник всех благих побуждений человека, ибо все они определ€ютс€ словами «хочу Ѕожьего ƒела» и «служу Ѕожьему ƒелу». ¬се благие дела и побуждени€ человека суть видоизменени€ ѕредметности: и любовно-творческое отношение к природе, и самовоспитание, и строительство семьи, и дружба двух людей, и хоз€йственное вдохновение, и чувство ответственности и вины, и социальное чувство, и правосознание, и верный патриотизм, и совестный акт, и научна€ совесть, и художественное созерцание, и молитва, и церковное сознание — все это разновидности «божеского» подхода к Ѕожьему ƒелу на земле. Ёто есть то, в чем нуждаетс€ всегда все человечество, но чего ищут и чем владеют только лучшие люди. ¬се великие религии хотели и доныне хот€т этого; — все монашеские ордена; все организации братства, чести и служени€ (начина€ от университета и конча€ армией), все они ищут именно ѕредметности в своей сфере. » духовный уровень каждого такого человеческого союза определ€етс€ именно тем, поставлены ли в нем на должную высоту — вол€ к ѕредметности и организаци€ ѕредметности. »бо есть сво€ особа€ ѕредметность в церкви, и сво€ особа€ ѕредметность в науке и преподавании, и сво€ ѕредметность в суде и управлении, сво€ ѕредметность в искусстве, сво€ ѕредметность в армии » все то, что называетс€ в жизни — лицепри€тием, непотизмом, св€токупством, вз€ткою, криводушием, гражданскою трусостью, политической продажностью, завистью, лестью, предательством, бесчестием, карьеризмом, лукавством, интригою, или же, выража€сь русскими летописными словами, — «кривдою» и «воровством» — все это, что разлагает нравы и создаст растленную культуру и больную государственность, сводитс€ к отсутствию ѕредметности в душе и в жизни Ќо надо сказать и обратное: нет более крепкого и плодотворного единени€ на земле, как единение людей в духовной ѕредметности — в совместной молитве, в духовной близости брака и дружбы, в насто€щем академическом сотрудничестве, в воинском братстве единой армии, в предметно-политическом единочувствии, в патриотическом подъеме.

III

“от, кто испытал вли€ние ѕредметности на человеческую душу, тот сразу поймет, сети € скажу: ѕредмет есть нека€ жива€ и св€щенна€ стихи€, субстанци€ или «эссенци€» духовной жизни, котора€ несет человеку множество драгоценных даров. » прежде всего она дает ему чувство предсто€ни€: «есть нечто высшее и большее нежели € сам, такое, что € вижу и к чему € стремлюсь, что мне светит и зовет мен€ и с чем € св€зан благоговением и любовью». » далее — чувство ответственности: ибо это предсто€ние св€зывает мен€, возлагает на мен€ об€занности и полномочи€, за осуществление коих € отвечаю. ќтсюда новый дар: чувство реальной силы, котора€ призвана к действию, так, что решени€ ее не безразличны и усили€ ее не бессильны, но необходимы и драгоценны в плане Ѕожьего ƒела. — этим св€зан новый драгоценный дар — чувство служени€, т.е. уполномоченного и призванного самосто€тельного делани€ перед лицом Ѕожиим, чувство несени€ бремени, разрешени€ заданий, — еловом, творческого участи€ в деле мироустроени€. ¬ естественной св€зи с этим сто€т новые дары ѕредметности: с одной стороны, — неподдельное смирение, ибо предсто€щий духовной субстанции мира чувствует свою малость и беспомощность, и ответственный знает, за что и перед  ем он отвечает, и несущий служение учитс€ скромности и смирению — а с другой стороны — ѕредметное служение даст человеку уверенность в своей правоте, котора€ свободна и от самомнени€, и от гордости, — и некую духовную строгость и властность, которые проистекают непосредственно из чувства ѕредметной наполненности, призванности и силы. „еловек, живущий ответственным ѕредметным созерцанием, есть вдохновенный человек, а насто€щее вдохновение есть именно про€вление ѕредметности и ее дар; человек во вдохновении дышит законом самого ѕредмета, выговаривает ≈го содержание, осуществл€ет ≈го ритм; и так обстоит везде — в искусстве, в науке, и в политике. »менно поэтому ѕредметному человеку присущ дар верного целеполагани€, ибо цели, которые он видит и ставит, имеют всегда далекую силу и высокий смысл: они бывают верны и в земном, эмпирическом плане, но никогда не ограничиваютс€ им и не исчерпываютс€, потому что их главна€ сила и их главный смысл — в «небесно-земном» плане, т.е. в том, что они включены в ткань Ѕожьего ƒела. ѕредметный человек, — знает он о том или не знает, а иногда он об этом и не знает, — есть орудие или орган ƒела Ѕожьего на земле, а потому и судьба его не безразлична в высшем плане быти€ и сам он спокойно поручает себ€ –уке Ѕожией, — вот гак, как ѕушкин выговорил это в своем «јрионе» и как “ютчев выговорил это о самом ѕушкине («“ы был богов орган живой»…). “акой человек не считает свой земной конец «гибелью» и не верит в неуспех или поражение своего земного дела: ибо он знает, что «его» дело не есть только «его» дело, а есть ƒело ѕредметное, и потому — Ѕожие, что неудача его есть лишь видима€ неудача и что конечна€ победа его обеспечена высшею —илою. ќбразно — это можно было бы выразить так: он всю жизнь как бы держитс€ правой рукой за небо. ¬о вс€ком случае, он твердо знает, где находитс€ его главна€ опора и  то в конечном счете решает его судьбу.

¬се это можно было бы выразить так, что ѕредметность дает человеку верное чувство собственного духовного достоинства.

Ќапрасно современные безбожники полагают, будто Ѕог есть фантастическое существо, пребывающее где-то «за облаками», о коем мы воображаем вс€кие страхи и перед которым мы все врем€ унижаемс€. Ќа самом деле вера в Ѕога не унижает и не обессиливает человека, а напротив — возносит его, преображает и укрепл€ет. Ёто объ€сн€етс€ тем, что Ѕожие присутствие и ве€ние мы воспринимаем в нас самих, и при том не страхом, а любовью, не протестом, а радостью, и не унижением, а преображением и вознесением. Ёта любовь и радость, это воспри€тие и созерцание Ѕожьего ве€ни€ сердцем и волею, это осуществление ≈го воли, как своей, и признание всего этого мыслью — нисколько не унижает человека, а преображает и возносит его. Ѕезбожники представл€ют себе отношение человека к Ѕогу, как отношение маленькой и слабой вещи к огромной и сильной, т.е. как внешнее отношение, — какое-то «внесто€ние» и «противосто€ние», страшное, угрожающее… — вот-вот обрушитс€ гора и раздавит… Ќа самом же деле все это обстоит совсем иначе. Ёто есть внутреннее отношение, — отношение воспри€ти€ и любви, присутстви€ и радости, откуда и возникает своеобразное и таинственное единение человека с Ѕогом.

„еловек воспринимает дыхание Ѕожие в глубине своего личного духа, — не слухом, и не словами, а сердцем: тем таинственным и глубоким чувствилищем, которое мы называем «верою» и «молитвою», а также — вдохновением, совестью, очевидностью, или иным актом созерцающей любви. »спытав что-либо из этого, — одним актом, или многими, долго или кратко, — человек обновл€етс€. —ущность этого обновлени€ состоит в том, что человек, по слову ≈вангели€, научаетс€ быть и жить на земле в качестве земного «сына» Ѕожи€. ƒл€ этого надо, чтобы человек любил Ѕога и вместе с Ѕогом любил то совершенное, что Ѕог любит; и желал Ѕога и вместе с Ѕогом желал того божественного, чего Ѕог желает; — и созерцал Ѕога и ≈го творени€ лучом своего сердечного созерцани€ и стремилс€ узреть то, что Ѕог зрит в люд€х и в мире. ѕережив это, человек осуществл€ет и утверждает свою способность — «быть с Ѕогом заодно», любить ≈го и любить с Ќим вместе, желать ≈го и желать с Ќим вместе, созерцать ≈го и созерцать с Ќим вместе. » если человек раз осуществил эту способность, оценил ее смысл и значение, на деле доказал ее и утвердил за собою, то это значит, что он вошел в ткань духовной ѕредметности мира, приобщилс€ ей и включилс€ в нее. Ёто значит, что он стал к Ѕогу в отношение «сына» к «ќтцу», стал человеком-сыном. ќн перестал быть человеком-волком, или просто — «человском-сыном-земного отца». ќн стал человеком, восприн€вшим своего Ќебесного ќтца: — искрою ≈го огн€; каплею из ≈го предвечного водомета; ценным камнем из ≈го сокровищницы; дыханием ≈го уст; — ≈го органом, ≈го носителем, ≈го жилищем или храмом, — ≈го сыном, имеющим призвание и право говорить ≈му «ќтче наш!»…

¬от откуда родитс€ то основное, без чего нет духовной личности: — чувство собственного духовного достоинства; — это не самомнение, не самоуверенность, не тщеславие, не честолюбие и не гордость, а именно чувство собственного духовного достоинства, в котором уважение к своему духу есть в то же самое врем€ смирение перед лицом Ѕожиим; — и это даже не «чувство», ибо чувство неустойчиво и скоропреход€ще; это предметна€ уверенность, доведенна€ до очевидности, до убеждени€, до основы личной жизни. Ёто не есть повышенна€ или преувеличенна€ самооценка, всегда голодающа€ по чужому признанию; здесь дело не в оценке своего земного состава, но в способности утвердитьс€ в своем сверхземном составе, т.е. установить в себе алтарь Ѕожий и поддерживать на нем огонь Ѕожий (по древнему гимну: «“ебе в сердцах алтарь поставим»…), и обратитьс€ к Ѕогу со словом «ќтец» и с делами «сына».

¬с€кому человеку доступно, и достойно, и необходимо поставить в своем сердце этот молитвенный алтарь, внимать зовам совести и чести, и сделать свою волю орудием ¬оли Ѕожией, — и тем утвердить в себе духовное достоинство, как основу личной жизни, как верное мерило людей и их поступков, как чувство личного, общественного и политического ранга. ќт этого у человека делаетс€ непроизносимое устно и словесно, но вечно-живое «рассуждение» или волевое решение, вроде следующего: «как совершу € это злое дело, €, предсто€щий моему Ѕогу и освещаемый ≈го огнем?»; или: «как войду € сегодн€ в единение с Ѕогом, покривив душой?»; или: «как соблазнюсь € вз€ткою, если € призван ткать ризу Ѕожию?»; — «как оправдаю € эту жизнь притворства и лжи перед живущим во мне сыном Ѕожиим?»; — «как уроню в себе носител€ ƒуха?»; — «если совершу эту низость, — то куда € денусь от живущего во мне дыхани€ уст ≈го?»; — «что останетс€ от мен€, если угашу в себе ≈го огонь?»… — » все это есть не что иное, как голос собственного духовного достоинства, дающий человеку живую совестливость, повышенное чувство ответственности, непрерывное предсто€ние, верное и спокойное хождение по ≈го пут€м, прилежное ткание ризы ≈го. ј если выразить все это в общей, осторожной и скупой философской формуле, то это есть ѕредметность сердца, воли и дел.

¬от к чему надо воспитывать новые поколени€ русских людей. ¬от в чем нуждаетс€ свободный, достойный, гражданственней русский человек. ¬от в чем спасение и расцвет гр€дущей –оссии. » о том, как нам создать на этих основах новое русское воспитание и образование, — должны быть все наши помыслы.

===================================≈ў≈ »¬јЌ »Ћ№»Ќ===========================================

—ери€ сообщений "»—“ќ–»я: ¬≈Ћ» »≈ Ёћ»√–јЌ“џ":
Ќаши соотечественники - эмигранты, прославившие русскую культуру, науку. «олотой фонд цивилизации.“е, кого –осси€ подарила миру. Ќо утратила дл€ себ€...
„асть 1 - —ери€ сообщений "»—“ќ–»я: ¬≈Ћ» »≈ Ёћ»√–јЌ“џ"(содержание)
„асть 2 - √ероические женщины ’’ века: Ћ»«ј ѕ»Ћ≈Ќ ќ (ћј“№ ћј–»я)
...
„асть 4 - ¬ыставка ЂЌатали€ √ончарова. ћежду ¬остоком и «ападомї
„асть 5 - »горь —травинский
„асть 6 - ќ —јћќћ √Ћј¬Ќќћ »ван »льин
„асть 7 - ¬≈Ћ» »≈ Ёћ»√–јЌ“џ: »√ќ–№ —» ќ–— »…
„асть 8 - –”—— »≈ Ћёƒ»: генерал-лейтенант –усской јрмии, граф јлексей јлексеевич »гнатьев.
...
„асть 14 - ѕоследн€€ улыбка —еребр€ного века: »–»Ќј ќƒќ≈¬÷≈¬ј
„асть 15 - √орбатов  онстантин »ванович.
„асть 16 - ѕутешествие во времени: ƒореволюционна€ –осси€ (фотограф ѕрокудин-√орский). „ј—“№ 1

—ери€ сообщений "»—“ќ–»я: ќЅ–ј«ќ¬јЌ»≈ до 1917 года":
–азвенчание мифа "о необразованной дореволюционной –оссии"
„асть 1 - ќ —јћќћ √Ћј¬Ќќћ »ван »льин
„асть 2 - ѕопалось...

—ери€ сообщений "»—“ќ–»я: –осси€не":
–осси€ - уникальна€ страна, где веками мирно жили народы разных национальностей и вероисповеданий
„асть 1 - –ќ——»я,  ќ“ќ–”ё ћџ ѕќ“≈–яЋ»: Ё“ќ ƒќЋ∆Ќџ «Ќј“№ ¬—≈!
„асть 2 - „“ќ –”—— »≈ ƒјЋ» ћ»–”
„асть 3 - ¬ладимир ѕутин о русском народе: дл€ русских на миру и смерть красна
„асть 4 - ќ —јћќћ √Ћј¬Ќќћ »ван »льин
„асть 5 - Ўал€пин о русских
„асть 6 -  одекс чести русского офицера.
...
„асть 15 - ¬–ј√» –ќ——»»: »’ Ќјƒќ «Ќј“№ ¬ Ћ»÷ќ
„асть 16 - —Ћ≈ƒџ »ћѕ≈–»» =36 фильмов= (изучаем нашу историю)
„асть 17 - 29 и 30 окт€бр€ по всей –оссии вспоминают жертв репрессий... ћы тоже...

–убрики:  »—“ќ–»я: –ќ——»я,  ќ“ќ–”ё ћџ ѕќ“≈–яЋ»
Ётой –оссии больше нет. Ќо мы должны возродить лучшие традиции дореволюционной –оссии. » усвоить ее уроки.
=========ѕќЋ»“»„≈— ќ≈: –осси€ и мир вокруг нас====
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



Ћеда_јветис   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 12:47 (ссылка)
Barmani, —пасибо, ћарина. я смотрела полностью трансл€цию. ¬печатлени€ разноречивые :)
∆ириновский непри€тно удивил. Ќарышкин сказал бледную речь (по-моему...)
Ќасчет ƒонбасса: там льетс€ кровь, а мы следим...

Ќо позитива, конечно, было больше :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 12:53ссылка
Ѕольше всего € боюсь, что все это начнетс€ в  рыму. ¬от вложим туда сотню миллиардов - и начнетс€. ќни Ќ≈ ќ“—“”ѕя“. “езисы —талина о том, что войну лучше вести на территории врага очень имеют смысл. Ќо вот тут возникает проблема, что –осси€ сегодн€ Ќ≈ я¬Ћя≈“—я монолитом, готовым побеждать.√осподи, уже думать обо всем этом не могу. Ќо от этого никуда не детьс€...
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 12:58ссылка
я тоже думаю, что лучший момент давно упущен. Ќадо было знать, что не отступ€т, но все есть, как есть...
” нас тоже сердце изболелось...
√осподи, спаси и сохрани!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку