-–убрики

 -ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Barmani

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.07.2011
«аписей: 4106
 омментариев: 5225
Ќаписано: 14087


ћ”«≈… »«ќЅ–ј«»“≈Ћ№Ќџ’ »— ”——“¬ »ћ≈Ќ» ѕ”Ў »Ќј ќ“ћ≈„ј≈“ ёЅ»Ћ≈…

„етверг, 29 јвгуста 2013 г. 20:56 + в цитатник

1343381863_ISTORIChESKIE_GORODA_ROSSII_ (529x211, 318Kb)
 ѕосетители, которые пришли в √осударственный музей изобразительных искусств имени ѕушкина (√ћ»») 29 августа, получили в кассе пам€тный билет в честь 115-лети€ со дн€ закладки главного здани€ на ¬олхонке.

 ÷еремони€ состо€лась более века назад на  олымажном дворе, сообщает –»ј «Ќовости».

ќна прошла в присутствии членов императорской фамилии, попечител€ ћосковского учебного округа, ректора и профессоров ћосковского университета, членов  омитета по устройству ћузе€ из€щных искусств имени јлександра III и почЄтных гостей. «дание музе€ построено по проекту –омана  лейна при участии ¬ладимира Ўухова и »вана –ерберга.

»нициатором создани€ музе€ стал профессор ћосковского университета, доктор римской словесности и историк искусства »ван ÷ветаев.

ѕервоначально планировалось, что ћузей из€щных искусств станет собранием слепков с античных и средневековых скульптур, однако за прошедшие дес€тилети€ его коллекци€ значительно расширилась — сейчас она насчитывает пор€дка 700 тыс€ч экспонатов.

_________________________________________________________________________________________

1343381863_ISTORIChESKIE_GORODA_ROSSII_ (529x211, 318Kb)

√осуда́рственный музе́й изобрази́тельных иску́сств и́мени ј. —. ѕу́шкина (сокращЄнно √ћ»» им. ј. —. ѕушкина, бывший «ћузей из€щных искусств имени императора јлександра III при ћосковском императорском университете») — один из самых крупных и значительных российских музеев  европейского и мирового искусства.
я сделал все, что мог : »¬јЌ ÷¬≈“ј≈¬
(истори€ рождени€ ћузе€)
 


««вонили колокола по скончавшемус€ императору јлександру III, и в это же врем€ отходила одна московска€ старушка. », слуша€ колокола, сказала: „’очу, чтоб оставшеес€ после мен€ состо€ние пошло на богоугодное заведение пам€ти почившего государ€“… — этих-то старушкиных тыс€ч и началс€ музей», — так, по воспоминани€м ћарины ÷ветаевой, начинал ее отец, »ван ¬ладимирович ÷ветаев, рассказ о ћузее из€щных искусств.

ћечта о нем родилась намного раньше, возможно, в ту минуту, когда в 1875 году »ван ¬ладимирович ÷ветаев, недавний выпускник ѕетербургского университета,

 

27-летний магистр римской словесности и доцент ¬аршавского университета, впервые ступил на землю »талии, «той благословенной страны, видеть которую дл€ человека, занимающегос€ изучением античного мира, всегда составл€ет венец желаний».


Ќо еще раньше, в 20-е годы XIX столети€, мысль о таком музее увлекла кн€гиню «инаиду ¬олконскую. ѕроведша€ большую часть жизни в »талии, воспитанна€ в духе энциклопедистов XVIII века, широко и разносторонне образованна€, она мечтала создать в ћоскве эстетический музей — в те времена он мог бы стать одним из первых в мире музеев такого рода. ¬месте с Ўевыревым и ѕогодиным кн€гин€ ¬олконска€ даже представила докладную записку в —овет ћосковского университета, но ей отказали, и «прекрасна€ греза» кн€гини тихо угасла…

«ƒумала ли красавица, меценатка, европейски известна€ умница, воспета€ поэтами и прославленна€ художниками, кн€гин€ «инаида ¬олконска€, что ее мечту о русском музее скульптуры суждено будет унаследовать сыну бедного сельского св€щенника, который до 12 лет и сапогов-то не видал…» — скажет »ван ¬ладимирович 31 ма€ 1912 года на открытии ћузе€ из€щных искусств имени јлександра III.

Ќо до этого счастливого дн€ еще долгие, долгие годы. ј пока молодой филолог занимаетс€ научной работой, защищает докторскую диссертацию, преподает. ¬ 1890 году занимает кафедру теории и истории из€щных искусств ћосковского университета. јвторитет профессора ÷ветаева в научном мире высок — он действительный член ћосковского археологического общества и почетный член ѕетербургского университета, –оссийска€ јкадеми€ наук наградила его медалью ««а усердный труд на пользу и славу ќтечеству».

  этому времени все помыслы »вана ¬ладимировича уже сосредоточены только на одном — на создании при университете ћузе€ античного искусства, который представил бы «в историческом пор€дке судьбы скульптуры, зодчества и живописи у древних и новых народов» и через это дал бы «учащемус€ юношеству и публике необходимые средства к изучению искусств, к облагораживанию их вкусов и развитию в них эстетических пон€тий».

». ¬. ÷ветаев говорит о музее и его задачах с кафедры, в дружеских беседах, на страницах различных изданий, выпускает брошюры. »ща благотворителей, он скажет на открытии ѕервого съезда российских художников:

«ћожет ли ћосква — духовный центр –оссии, центр ее колоссальной торговли и промышленности, ћосква — родина и место жительство старых и славных аристократических фамилий… ћосква, покрывша€ себ€ славой широких христианских и просветительных благотворений, — может ли такой город, в котором бьетс€ пульс благородного русского сердца, допустить, чтобы в его всегда гостеприимных стенах остались без подобающего крова вековечные создани€ гениального искусства, собранные сюда со всего цивилизованного света, и притом такие создани€, которые в очень большом числе впервые вступают в –оссию и двойников которым нет в нашем отечестве нигде? ћожет ли ћосква это потерпеть?»

ћосква этого потерпеть не могла, и молодой профессор принимаетс€ за дело.


ƒл€ строительства музе€ √ородска€ дума предоставл€ет участок на ¬оробьевых горах. Ќо это далеко от университета, и ÷ветаев обращаетс€ к самому ¬еликому кн€зю —ергею Ќиколаевичу. ѕри его содействии музей получает землю бывшего  олымажного двора на ¬олхонке. (¬еликий кн€зь был избран председателем  омитета по устройству музе€ и до своей трагической гибели всемерно поддерживал начинани€ ÷ветаева.)

ѕо предложению »вана ¬ладимировича »мператорска€ академи€ художеств проводит конкурс на лучший проект фасадов здани€ музе€. Ѕыли отмечены семь проектов, среди них — проект –омана »вановича  лейна, который и стал главным архитектором.

Ќо самое трудное и необходимое — найти средства.  азна выделила всего 200 тыс€ч рублей. ќстальное надо было искать у частных лиц, и эту труднейшую задачу вз€л на себ€ »ван ¬ладимирович. ќн просит, доказывает, убеждает и своей несокрушимой верой приобретает все новых и новых сторонников. «¬ таком деле, как наше, без веры в лучшие стороны людей обойтись нельз€. —о скептицизмом ничего нового, ничего большого не сделаешь. Ёто чувство разрушает, а не созидает.

—кептицизм удобное свойство дл€ осторожного чиновника, а в нашем созидательном деле главный рычаг — вера, котора€, по ѕисанию, горами ворочает… » € буду держатьс€ этой веры, при вс€ких обсто€тельствах дела. ќбманут ее ныне, она восторжествует завтра. ѕобьет ее сегодн€ какой-нибудь »ван, зато приголубит и укрепит ее своей симпатией и щедростию завтра какой-нибудь ѕетр».

√лавным жертвователем музе€ становитс€ владелец заводов в √усь-’рустальномёрий —тепанович Ќечаев-ћальцев. Ѕлагородное дело, за которое вз€лс€ ÷ветаев, стало близким и ему. ѕостепенно деловые отношени€ переросли в искреннюю дружбу, их даже так и называли «÷ветаев-ћальцев».

31 декабр€ 1898 года »ван ¬ладимирович записывает в дневнике:

«ƒоход€т последние часы 1898 года, этой великой эпохи в истории создани€ нашего музе€. Ётот год принес мне такие радости и музею такие благоде€ни€, о которых не было и грез. «авершение грандиозного плана здани€, открытие действий  омитета, лучезарный день 17 августа, превративший никому не известный факт закладки во всероссийское событие, получение земли от города — все это пришлось на этот незабвенный год… “акое возвышение действительности над возможностью самых необузданных грез, конечно, уже не повторитс€ в истории создани€ моего милого музе€».

—троительство началось и, несмотр€ на огромность сделанного, главное было впереди. Ќадо было думать не только о постройке здани€, но и о наполнении его экспонатами. »ван ¬ладимирович ведет обширнейшую переписку со многими музе€ми мира, заказывает копии, покупает подлинники античных скульптур.ѕривлекает к работе известных российских художников — ѕоленова, ¬аснецова, ¬ерещагина, јйвазовского, —ерова… —ам выезжает в экспедицию на ”рал дл€ отбора отделочного камн€. ≈дет в »талию, √ерманию, ≈гипет…

»з письма к Ќечаеву-ћальцеву, 1907 год:

«¬ы сетуете на мен€ за сделанные приобретени€ пам€тников искусств дл€ музе€. ¬ свое оправдание могу сказать, что разыскивание их по всей ≈вропе стоило мне больших самопожертвований и больших трудов, принесенных мною благу музе€. Ѕог знает кто и когда проделал бы этот многолетний путь безвозмездно дл€ нашего учреждени€. я вынес много лишений и вс€ческих неудобств ради этой высокой цели и нашел дл€ музе€ много такого, что долго-долго туда не поступило бы. Ѕез любви, без увлечени€, без стремлени€ к этому специальному знанию в нынешнем мире коллекции не собрать бы.  ак-нибудь выкарабкаемс€ из долгов. ј приобретенное навсегда будет украшать музей».


Ќечаев-ћальцев дает на музей сотни тыс€ч, но иногда упираетс€ из-за какой-нибудь мелочи: «„то ¬ы, голубчик, вконец разорить хотите? ƒа это же кака€-то прорва, наконец! ѕусть государь дает, его же родител€ — имени…» ƒа и нельз€ же все расходы переложить на Ќечаева-ћальцева, и ÷ветаев ищет новых благотворителей. —нова просьбы, уговоры, увещевани€… » при этом ни одной жалобы, раздражени€ или обиды на непонимание и холодность к его детищу.


«Ќадо быть готовым ко всему, считатьс€ со всем. Ќе заставишь думать всех, как ты хочешь, думаешь, веришь сам.

Ќеобходимы терпение и уважение права чужой собственности, равно как и права других на свои убеждени€… Ќельз€ каждый отказ твоей мечте, твоему излюбленному делу объ€сн€ть исключительно грубостью вкусов, недостатком умственного и сердечного развити€ и одним скр€жничеством. Ќедавний скр€га на ћузей искусств завтра или перед своим смертным часом, в духовном завещании, €витс€ устроителем целого филантропического учреждени€… Ќадо быть терпеливым»,

— записывает он.

—воей тактичностью, уважительным отношением к люд€м, пониманием их слабостей »ван ¬ладимирович располагал к себе многих.

«Ёто прирожденный министр финансов, потому что так искусно добывать деньги из совершенно неожиданных источников, как это »ван ¬ладимирович умел, да еще настраивать дающих деньги к благодарности, — они его благодарили за то, что он деньги от них получал, это никакому графу ¬итте никогда не удастс€»,

— говорил профессор ћосковского университета историк Ћюбавский.

¬се свои свободные деньги ¬ладимир »ванович также отдает на музей — и приводит в ужас сына јндре€ просьбой дать адрес портного, который мог бы перелицевать костюм. «ƒа проще новый купить!» — «Ёто вам проще…»

—удьба не была так уж благосклонна к ÷ветаеву…

¬ 1904 году в музее вспыхнул пожар. ѕострадало здание и часть коллекции. »ван ¬ладимирович т€жело переживал это несчастье, но не отча€лс€ сам и старалс€ подбодрить  лейна: «ќправл€йтесь духом и нервами и ¬ы, дорогой –оман »ванович. –аботы еще много и без ниспосланного нам гор€… Ѕудем старатьс€ быть молодцами и философами… Ќужда€сь в укреплении сам, говорю ¬ам: мужайтесь!»

¬олнени€ 1905 года поставили под угрозу продолжение строительства: обсуждалс€ вопрос о консервации здани€. ¬ это трудное дл€ всех врем€ ÷ветаев пишет  лейну:

«„то ждет в ближайшие два года наше с ¬ами дело? я не считаю его погибшим ни в коем случае. —лишком много сделано…»

» в другом письме:

«Ќеокончание так широко веденного предпри€ти€ равносильно нашему бесславию в глазах современников, равносильно их праву упрекать нас в легкомыслии расчетов, в неуменье соразмерить средства с целью и в неисполнении об€зательств, прин€тых относительно университета… Ќо независимо от этих соображений наше общее дело должно двигатьс€ потому, что оно привлекло всю нашу с вами любовь, все увлечение, перед которым все иные дела померкли в их значении. ”спехи музе€ стали равносильны нашей жизни последних лет.
» мы не можем не напр€чь всех сил, чтобы он додвигалс€ до благополучного конца…»

¬ июле 1906 года умерла от чахотки ћари€ јлександровна ÷ветаева (в девичестве ћейн), жена »вана ¬ладимировича, его незаменимый помощник во всех делах. «ќна вела всю его обширную… переписку, — вспоминала ћарина ÷ветаева, — и, часто, заочным красноречием своим, какой-то особой грацией шутки или лести (с французом), строкой из поэта (с англичанином), каким-нибудь вопросом о дет€х и саде (с немцем) — той человеческой нотой в деловом письме, личной — в официальном, иногда же просто удачным словесным оборотом, сразу добивалась того, чего бы только с трудом и совсем иначе добилс€ мой отец.

√лавной же тайной ее успеха были, конечно, не словесные обороты, которые есть только слуги, а тот сердечный жар, без которого словесный дар — ничто. », говор€ о ее помощи отцу, € прежде всего говорю о неослабности ее духовного участи€, чуде женской причастности вхождени€ во все и выхождени€ из всего — победителем. ѕомогать музею было прежде всего духовно помогать отцу: верить в него, а когда нужно, и за него».

—мерть жены подорвала здоровье »вана ¬ладимировича — он т€жело заболел. ¬рачи запретили ему читать и писать, но быть оторванным от музе€ он не мог и, вед€ переписку через помощника, оставалс€ в курсе происход€щего.

„уть только ÷ветаев почувствовал себ€ лучше, он с головой ушел в работу, в музейные дела. ќн снова обсуждает с  лейном отделку залов и парадной лестницы, хлопочет об отоплении здани€, ищет специалистов-мозаичников, благотворителей, заказывает новые экспонаты, договариваетс€ о покупке голицынской коллекции, снова уговаривает Ќечаева-ћальцева оплатить очередные расходы, следит за доставкой экспонатов и даже сам распаковывает коробки. ј проблемы все по€вл€ютс€ и по€вл€ютс€, и решить их может только ÷ветаев. ѕри этом он занимаетс€ делами –ум€нцевского музе€, директором которого был, продолжает научную работу, преподает в университете.

«ан€тость и усталость не сделали его раздражительным. ќн был добродушен и ласков с детьми — ¬алерией и јндреем от первого брака, ћариной и јсей от второго. «ѕомню его седеющим, слегка сутулым, в узеньких золотых очках, — напишет потом јс€, јнастаси€ ÷ветаева. — ѕростое русское лицо с крупными чертами; небольша€ редка€ бородка, кустивша€с€ вокруг подбородка. √лаза — большие, добрые, карие, близорукие, казавшиес€ меньше через стекла очков.

≈го трогательна€ в быту рассе€нность создавала о нем легенды. Ќас это не удивл€ло, папа всегда думает о своем музее.  ак-то сами, без объ€снений взрослых, мы это понимали». ƒети выросли вместе с музеем и называли его «наш младший брат». „ерез много лет, в эмиграции, ћарина ÷ветаева напишет:

«ћузей јлександра III есть четырнадцатилетний бессеребреный труд моего отца и три мальцевских, таких же бессеребреных миллиона».

Ќаконец, наступил долгожданный день открыти€ музе€ — 31 ма€ 1912 года. «Ѕелое видение музе€ на щедрой синеве неба». Ќа открытии — сам государь и все высшие сановники ћосквы и ѕетербурга. ѕрофессор ÷ветаев сопровождает царскую семью по залам музе€.

«» было тихое торжество радости: не папе дар€т что-то сейчас сильные мира сего, а он дарит всем, кто сейчас здесь, всей –оссии — созданный им музей!» (ј. ÷ветаева).


«„уть склонив набок свою небольшую седую круглую голову — как всегда, когда читал или слушал (в эту минуту читал он прошлое, а слушал будущее), €вно не вид€ всех на него гл€д€щих, сто€л он у главного входа, один среди белых колонн, под самым фронтоном музе€, в зените своей жизни, на вершине своего дела», — писала ћарина.

√од спуст€, незадолго до смерти, он скажет одному из своих учеников: «я сделал все, что мог…»

автор јда ѕетерс

4498623_MYZEI_2_1_ (529x700, 298Kb)

ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈:    

¬џ—“ј¬ ј   100-летнему юбилею ћузе€,      подарок от ведущих музеев мира




 

–убрики:  ћ”«≈» –ќ——»»
Ѕольша€ коллекци€ публикаций о музе€х –оссии.
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку