-–убрики

 -ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Barmani

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.07.2011
«аписей: 4048
 омментариев: 5193
Ќаписано: 13927


ќ собирании и дальнейшей судьбе коллекций ўукина и ћорозова

„етверг, 11 »юл€ 2013 г. 22:31 + в цитатник

1343381863_ISTORIChESKIE_GORODA_ROSSII_ (529x211, 318Kb)

я думаю, что многие со мной соглас€тс€,

что из всей мировой живописи самые любимые -  именно картины импрессионистов и постимпрессионистов, хран€щиес€ в √ћ»» им. ѕушкина и Ёрмитаже,

4498623_yayayayauuuuuyayaya (600x400, 62Kb)

а потому так интересно все, что с ними св€зано.. ѕоэтому вниманию наших читателей предлагаетс€ 

стать€ Ќатальи —еменовой, 

автора книги "ћосковские коллекционеры" из серии ∆«Ћ, о том,

как собирались уникальные коллекции ўукина и ћорозова и об их дальнейшей судьбе.

ѕризнано, что они вход€т в число дес€ти самых лучших частных коллекций мира за всю историю собирательства произведений живописи... 

____________________________________
"ћосковские домовладельцы, из семей староверов, относившихс€ к труду как к послушанию; ўукины — из боровских лавочников, ћорозовы — из выкупившихс€ на волю крепостных. 
ќба учились за границей, знали €зыки, любили музыку. 
ќба унаследовали отцовскую предприимчивость и преумножили капиталы, один — торгового дома «».¬. ўукин с сыновь€ми», другой — “оварищества “верской мануфактуры. 
∆или в ћоскве по соседству: ўукин на «наменке, у храма ’риста —пасител€, ћорозов — по другую сторону бульвара, на ѕречистенке.


—.». ўукин был на семнадцать лет старше, но выгл€дел молодо, особенно в сравнении с грузным ».ј. ћорозовым. 
—лабый здоровьем, к тому же сильный заика, —ергей »ванович воспитывал характер: гимнастика, закалка, вегетерь€нство. ѕокупать картины оба начали почти одновременно. 
’одили по тем же галере€м и мастерским, но каждому удавалось находить «что-то одному ему видное» в художнике. 
4498623_yaeuu (700x525, 41Kb)
ўукин деньгами не сорил и расплачивалс€ исключительно с процентов с капитала. 
ћорозов был в несколько раз богаче: сорок тыс€ч рабочих на фабриках, а не просто купл€-продажа текстил€. 
»ван јбрамович тратилс€ на картины с легкостью, ¬оллар так и называл его: «–усский, который не торгуетс€». 
ќднако расписки торговцев бережно хранил до последнего клочка, а поэтому высчитать во сколько ему обошлась коллекци€ можно с точностью: 1.410.665 франков (за рубль давали сорок франков). 
Ёто не счита€ русской «половины» (зашкаливавшей за триста работ), поскольку ћорозов покупал еще и современную русскую живопись, причем в товарных количествах. Ќо это отдельна€ истори€.
ћорозов к себе посторонних не пускал. 

ѕортрет »вана јбрамовича ћорозова.¬алентин —еров. 1910 год.Ќа заднем плане натюрморт Ђ‘рукты и бронзаї јнри ћатисса.

ѕортрет »вана јбрамовича ћорозова.  ¬алентин —еров,1910 г...Ќа заднем плане натюрморт «‘рукты и бронза» јнри ћатисса


ћузей ћорозов «планировал» как опытный куратор, заранее зна€, что ему нужен «голубой» —езанна и пейзаж ћатисса. 
ƒаже специально оставл€л дл€ них на стенах место. ѕрислушивалс€ к чужому мнению, довер€л художникам: особенно —ерову и ћорису ƒени.

—ергей »ванович картины выбирал только сам. 
—овременных русских художников не покупал, зато в особн€к пускал охотно. 
’удожественна€ молодежь реагировала на увиденное на «наменке как эскимосы на патефон, как выразилс€ кн€зь ўербатов. ўукинское просветительство дало богатейшие всходы — искусство первого русского авангарда.
ўукин рассказывал о картинах с тем же азартом, что и покупал.

Sergey Schukin by Dm. Melnikov (1915).jpg    ўукин —ергей »ванович

¬ид€ картину, испытывал нервный трепет и возбуждение, мечта€ во что бы то ни стало завладеть ей. 

 ороче, «гипноз или маги€», как он объ€сн€л «случай ѕикассо».
„асто приходилось боротьс€ даже самим собой, заранее зна€, что назовут сумасшедшим; не удивительно, что Ѕенуа назвал покупку матиссовских «“анца» и «ћузыки» «подвигом».

¬ августе 1914-го, когда русские банки отказались переводить деньги, о покупках в ≈вропе пришлось забыть. 
¬ июле 1918-го национализировали крупную промышленность.
ћорозов передал рабочему комитету ключи от всех сейфов и бухгалтерские книги. 
ўукин не выдержал первым. 

¬ августе 1918-го —ергей »ванович исчез из ћосквы (киевский поезд, фальшивые паспорта, кукла с зашитыми бриллиантами), оставив коллекцию на попечении дочери и з€т€. 

ћорозов продержалс€ еще дес€ть мес€цев, не в силах расстатьс€ с музеем. 
ќн стерпел, когда галерею национализировали, а его назначили заместителем хранител€; стерпел, когда приходилось водить экскурсии. 
Ќе выдержал только когда комиссар потребовал переехать вниз. 
¬ домовой книге осталась запись: «¬ыбыл с семьей в ѕетроград». 
Ѕез высокопоставленных покровителей €вно не обошлось: ћорозовы вскоре оказались в Ўвейцарии. 
ѕотер€ коллекции дл€ »вана јбрамовича оказалась смертельной. 
ўукинской стойкостью он не обладал: пережить самоубийство двух сыновей, брата и смерть жены, такое вообще мало кому было под силу. ћорозов скончалс€ летом 1921 года во врем€ процедур в  арлсбаде, куда приехал поправить здоровье. ≈му только исполнилось п€тьдес€т. 

ќбе коллекции остались в неприкосновенности (бывшим владельцам и в голову не пришло вз€ть хоть что-нибудь с собой) и были объ€влены

ѕервым и ¬торым ћузе€ми новой западной живописи (с 1923 — западного искусства).

 4498623_yaeuuya (684x512, 48Kb)

 вартирный вопрос сильно испортил москвичей:  омиссии по разгрузке оба особн€ка, до предела уплотненные жильцами и канцел€ри€ми, все равно не давали поко€. 

¬ 1925 году морозовский дворец чуть было не передали родильному приюту. 
—пасло вмешательство наркома иностранных дел „ичерина, за€вившего, что враги об€зательно используют закрытие музе€ своих цел€х. 

¬ 1926 году настала очередь «уплотн€тьс€» ўукинского отделени€. 
¬ цел€х разгрузки столицы картины предложено было отправить в Ћенинград, но запротестовали видные художники и все рассосалось. 
ј два года спуст€ уже никто не пыталс€ сопротивл€тьс€. 
ўукинские картины перевезли на улицу  ропоткина. 
√огеновский иконостас, розова€ гостина€ ћатисса, музыкальный салон ћоне остались только на фотографи€х. 
ћузею был выделен весь второй этаж, но картин оказалось много больше, чем могли вместить просторные залы с уникальной стекл€нной крышей-фонарем: к трестам морозовским добавилось почти столько же щукинских. 
–азве можно представить, что в ћузее нового западного искусства находилось 19 работ  лода ћоне, 11 — –енуара, 29 — √огена, 26 — —езанна, 10 — ¬ан √ога, 9 — ƒега; 14 — Ѕоннара, 22 — ƒерена, 53 — ћатисса и 54 — ѕикассо. 

ѕравда многие картины пришлось поместить в запасник, но за п€тилетку вопрос с помещени€ми обещали решить. 
¬прочем этого не потребовалось. 
  «уничтожению» едва открывшегос€ музе€ приступили сразу же. 
ѕервым сигналом стал осмотр новой экспозиции на улице  ропоткина, 21 –абочей бригадой Ќародного комиссариата рабоче-кресть€нской инспекции –—‘—–. 
«аведующа€ отделом рукописей √ћ»» ћаргарита јксененко нашла и опубликовала вердикт бригады целиком.(х) 
—уть его заключалась в следующем: высчитать в процентах «беспредметные и непон€тные дл€ массового зрител€ сюжетные картины», «пон€тные, но не отражающие общественных проблем» натюрморты и пейзажи без людей, а также картины с людьми «без очевидной классовой принадлежности». ќтдельно следовало пересчитать «революционно-активные, агитирующие в нужном направлении» картины, из которых, в свою очередь, выделить «реакционно-активные, затемн€ющие классовое сознание», а также «нейтральные: пассивно-протокольные портреты». 
«ѕосв€щенных по тематике рабочему классу» картин удалось насчитать всего дев€ть, что составило лишь 2,18% от общего числа произведений √ћЌ«». 
¬ы€снилось также, что эскизы и макеты экспозиции не были утверждены в соответствующих инстанци€х. 
¬опрос следует ли сохранить музей «дл€ гурманов и эстетов» и «возможно ли его изменить» рабоча€ бригада до поры до времени оставила открытым. ќдним из решений могло стать создание на базе √ћЌ«» и “реть€ковской галереи «всероссийского комбината как органа, планово регулирующего распределение и использование видов искусства…в пределах всей музейной сети как ћосквы, так и провинции», причем с установлением «над базой шефства промышленного предпри€ти€». 

Ёто по линии идеологии. 
ј по линии материальной по-прежнему не давал поко€ сам морозовский особн€к, который теперь решили передать ¬оенной академии –  ј. 
Ќа защиту встал нарком просвещени€ ј.—. Ѕубнов, пригрозивший обратитьс€ в партийные инстанции, если и впредь не прекрат€т «пос€гать на установленную дл€ насто€щего периода минимальную квоту на сеть музеев». 
ћузей как таковой был сохранен, но коллекции сокращалась. ¬ «пор€дке обмена» картины стали передавать в Ёрмитаж, тем более что запасник становилс€ все больше и больше: в залах разворачивали выставки « лассова€ борьба» или «∆енщина в буржуазном и пролетарском искусстве», методично изыма€ из экспозиции буржуазное искусство.

¬ это же врем€ «јнтиквариат» активно прощупывал почву на предмет продажи новой западной живописи. 
ƒоктор јльберт Ѕаренс изъ€вил желание приобрести «ѕьеро и јрлекина» —езанна, но цена почти в полмиллиона немецких марок показалась американцу излишне высокой. 
«»мею клиента весьма заинтересованного ћадам —езанн  афе ¬ан √ога √орничной –енуара «еленой ѕевицей ƒега. 
ћожете ли назвать привлекательную цену за четыре в долларах…». 
ѕеречисленные в телеграмме картины из √ћЌ«» купил американец —тивен  ларк за 260 тыс€ч долларов. 
ѕродали бы и больше (как вы€сн€етс€, импортно-экспортной торговой конторой удалось заполучить из √ћЌ«» дл€ своих нужд 36 работ ), но бо€лись исков со стороны бывших собственников, да и в западную печать просочились сведени€ о продажах —оветами собственного культурного досто€ни€.

¬ойна отсрочила неминуемую ликвидацию музе€. 
 артины эвакуировали в —вердловск, а когда в 1944 году привезли обратно, так и оставили в €щиках и рулонах. 
ѕобеда не принесла так ожидаемой свободы. 
¬ 1946 году «идеологически вредным» было названо творчество «ощенко и јхматовой, а в €нваре 1949 началась кампани€ против «космополитизма» и «низкопоклонства перед заграницей». 
Ќо главного очага «формализма» к этому времени уже не существовало: постановлением —овмина от 6 марта 1948 года √ћЌ«» был ликвидирован как «рассадник формалистических взгл€дов и низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой эпохи империализма», нанесший «большой вред развитию русского и советского искусства». 
«а две недели до этого указа сотрудники √ћЌ«» получили строжайший приказ «развернуть экспозицию». —року давалось чуть более суток, при этом с валов требовалось сн€ть огромные матиссовские панно. 
«ампред —овмина  лимент ≈фремович ¬орошилов и президент ј’ ———– со свитой осмотрели картины (Ќина ¬икторовна яворска€, вдова первого директора √ћЌ«», до последних дней не смогла забыть смех и многозначительное покашливание этой «стаи» при виде выложенных на полу холстов хх) и покинули музей не проронив ни слова.
ƒвоих — ѕ.». Ћебедева и ѕ.ћ. —ысоева — ћузейный отдел по делам искусств назначил ответственными за ликвидацию √ћЌ«». 
¬ 10-дневный срок «наиболее ценные произведени€» следовало распределить между √ћ»» и Ёрмитажем, остальное «распылить» по провинции, а наиболее «рискованные вещи» и вовсе уничтожить. 

“ут сыграл свою историческую роль директор Ёрмитажа востоковед »осиф јбгарович ќрбели. 
¬ернее его жена, јнтонина Ќиколаевна »зергина, отправивша€ мужа в ћоскву со словами: «Ѕери все, что сможешь вз€ть». Ћегенда гласит, что два седобородых восточных старца, ќрбели и скульптор —ергей ƒмитриевич ћеркуров, в ту пору директор √ћ»», расположившись в Ѕелом зале музе€ на ¬олхонке, делили музей по принципу: «тебе — мне».
ќрбели брал все, от чего отказывались москвичи: огромные матиссовские панно, кубистического ѕикассо, ансамбль ћориса ƒени (забитый все годы существовани€ √ћЌ«» щитами). 

¬ыходит, левое искусство, которое в начале ’’ века привезли в –оссию два москвича, оказалось спасено что благодар€ ленинградцам."

источник:

4498623_Sh (458x700, 299Kb):

________________________________________________________________________________________

ѕра-правнук ћорозова ѕьер  оновалофф (Pierre Konowaloff) и правнук ўукина јндре-ћарк ƒелок-‘урко (Andre-Marc Delocque-Fourcaud) -

потомки русских коллекционеров —ерге€ ўукина и »вана ћорозова за€вили, что заслуживают материальной компенсации, а также процентных отчислений от тех сумм, которые принос€т выставки музе€м - нынешним владельцам произведени€ искусства, пишет 22 €нвар€ газета The Guardian.

____________________________________________________________________________________________

4498623_yauuuuuuuuya (600x400, 58Kb)

10.07.2013 ѕрин€то окончательное решение о судьбе коллекций ўукина и ћорозова:

начало -  ак поссорились Ёрмитаж и √ћ»» им. ѕушкина - см.:http://barmani.ru/post283065386/

 - √осударственный музей нового западного искусства, который хотела восстановить бывший (уже) директор √ћ»» »рина јнтонова, воссоздан не будет.  ак сообщает –»ј Ќовости, это говоритс€ в письме из администрации президента, которое получил глава Ёрмитажа ћихаил ѕиотровский. 

ѕосле того как јнтонова в конце апрел€ инициировала обсуждение восстановлени€ √ћЌ«», дл€ чего потребовалось бы забрать часть коллекции Ёрмитажа, ѕиотровский написал письмо на им€ президента ¬ладимира ѕутина. “еперь, по словам руководител€ Ёрмитажа, он получил на него ответ. ѕисьмо, извещающее о том, что √ћЌ«» не будет воссоздан, подписано советником президента ¬ладимиром “олстым.

ѕротив восстановлени€ музе€ выступал не только ѕиотровский, но и многие де€тели культуры, которые указывали на то, что может быть создан опасный прецедент разделени€ музейных коллекций. ћинкультуры по поручению главы правительства ƒмитри€ ћедведева в мае провело заседание экспертного совета, где обсуждалась целесообразность воссоздани€ √ћЌ«». ¬се выступавшие были против, в том числе министр культуры, отметивший, что восстановление √ћЌ«» может стать ошибкой. «ато было решено создать √ћЌ«» в виртуальном пространстве.

ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈:

директор Ёрмитажа ћихаил ѕиотровский о судьбе коллекций Ёрмитажа.



 

 ¬ Ќј„јЋќ ѕ”ЅЋ» ј÷»… —ј…“ј:   http://barmani.ru/

 


 

–убрики:  ћ”«≈» –ќ——»»
Ѕольша€ коллекци€ публикаций о музе€х –оссии.
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



Barmani   обратитьс€ по имени —уббота, 13 »юл€ 2013 г. 00:14 (ссылка)
» ћорозов, и ўукин, подобно “реть€кову, намеревались подарить свое собрание ћоскве.
¬ 1911 году, јлександр Ѕенуа, зна€ о подобном решении, в статье Ђћосковские впечатлени€ї отмечал, что, когда собрани€ —. ». ўукина и ». ј. ћорозова перейдут в собственность ћосквы, общество Ђприобретет умение разбиратьс€ в современных искани€хї и Ђтогда оно только и окажетс€ в состо€нии сделать серьезную оценку и всему отечественному творчеству.
источник http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1797090
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку