-–убрики

 -ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Barmani

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.07.2011
«аписей: 4048
 омментариев: 5193
Ќаписано: 13927


 ак они поссорились - ¬џ Ќ≈ ѕќ¬≈–»“≈!

—реда, 10 »юл€ 2013 г. 19:49 + в цитатник

4498623_ISTORIChESKIE_GORODA_ROSSII_ (529x211, 318Kb)      ак поссорились Ёрмитаж и √ћ»» имени ѕушкина

 рупнейшие в мире коллекции импрессионистов и постимпрессионистов (в которую вход€т картины –енуара, ¬ан √ога, ћатисса, ѕикассо, ћоне, —езанна и других художников рубежа 19-20 веков) меценатов и коллекционеров ўукина и ћорозова стали причиной ссоры двух крупнейших российских музеев, которые дел€т между собой  шедевры из этих коллекций.

ѕо оценкам аукционного дома —отбис, стоимость коллекции »вана јбрамовича ћорозова на 2012 год составл€ла 5 млрд долларов —Ўј, ѕо оценкам аукционного дома —отбис, стоимость коллекции —ерге€ »вановича ўукина на 2012 год составл€ла 8,5 млрд долларов —Ўј. ќбе эти коллекции поделены между двум€ крупнейшими музе€ми –оссии - Ёрмитажем и √ћ»» им. ѕушкина.      ому достанутс€ все эти шедевры? 

4498623_ya_eu (700x633, 421Kb)

истори€ вопроса: 

јлена —олнцева, спецкор "ћосковских новостей", дл€ –»ј Ќовости.

“ихо тлеющий с 2005 года конфликт между двум€ музе€ми вдруг разгорелс€ €рким пламенем. ¬ыступив на "пр€мой линии" президента ¬ладимира ѕутина, директор √ћ»» имени ѕушкина »рина јнтонова озвучила свою давнюю идею: воссоединение в ћоскве коллекций ўукина и ћорозова, на основе которых в 1923 году  был создан ћузей нового западного искусства, закрытого в 1948 как идеологически вредного

 ак известно, ѕутин ответил: "я не против, но нужно, чтобы вопрос был обсужден". ¬ насто€щее врем€ принимаетс€ окончательное решение.

ќбсуждаетс€ не столько вопрос о восстановлении закрытого музе€, сколько судьба его коллекций, в основе которых — знаменитые частные собрани€ ўукина и ћорозова. Ѕольша€ часть этих коллекций оказалась в ћузее изобразительных искусств имени ѕушкина, но 316 картин, в том числе — известнейшие полотна ћатисса, ѕикассо, ћоне, —езанна и других художников рубежа 19-20 веков, были отданы Ёрмитажу и сейчас составл€ют часть его экспозиции. »рина јнтонова предлагает вернуть их в ћоскву.Ёрмитаж, как и вс€кий музей, ревниво относ€щийс€ к своей коллекции, отдавать картины не хочет. » вот  јнтонова обратилась к ѕутину.

 то примет решение.      —игнал получен, правительственное поручение дано, ƒепартамент культурного наследи€ ћинкульта должен изучить вопрос и до 15 июн€ представить аргументированное мнение.  то именно будет изучать и обсуждать — тоже вопрос. ¬ ћинкульте ссылаютс€ на экспертный совет, но там нет такого органа — есть  оординационный совет, есть ќбщественный. » есть недавно назначенный главный куратор российских государственных музеев — собственно »рина јнтонова. ≈сть, конечно, и независимые эксперты, но никаких полномочий у них нет. ƒа и доверие к экспертам в стране невысоко.

ќстаютс€ официальные институции: —оюз музеев –оссии (президент — директор Ёрмитажа ћихаил ѕиотровский), ћеждународный совет музеев (» ќћ), членом которого €вл€етс€ –осси€ (президент российского  омитета — ¬ладимир “олстой). ¬идимо, их позици€ и будет учитыватьс€. Ќо окончательное решение будет принимать ¬ладимир ѕутин или его советники.

4498623__4_ (640x360, 38Kb)

ћеж тем проблема очень сложна€ и очень, скажем так — взрывоопасна€. Ќо это не всем очевидно.

»рина јнтонова видит ситуацию простой и €сной. ¬первые она выступила с этой инициативой в декабре 2005 года на пресс-конференции, посв€щенной открытию при √ћ»» √алереи стран ≈вропы и јмерики XIX-XX веков. “огда упор был сделан на воссоединение в ћоскве коллекций ўукина и ћорозова, на основе которых в 1923 году и был создан ћузей нового западного искусства. —ейчас главным аргументом стало восстановление исторической справедливости на уровне государства.

¬ одном из своих интервью »рина јнтонова сформулировала пр€мо:

"–ешение ликвидировать музей было прин€то государством за подписью »осифа ¬иссарионовича, новое решение должно быть прин€то государством за подписью ¬ладимира ¬ладимировича".

ƒл€ »рины јнтоновой восстановление музе€, закрытого в 1948 на волне борьбы с космополитизмом, означает исправление идеологической ошибки: "—лава богу, не погубили картины, не продали на «апад, а лишь разделили между ћосквой и Ћенинградом. “ем не менее, это акт идеологического насили€". "¬озвращение картин в ћоскву было бы таким же актом, как реабилитаци€ людей после сталинских репрессий".

Ётот мотив не слишком €сно был прочитан в выступлении јнтоновой во врем€ пр€мой лини с президентом, но в многочисленных интервью она упорно подчеркивает именно его.

"ѕоследний ресурс ћосквы"

ѕо мнению јнтоновой, если коллекции ћузе€ нового западного искусства снова соединить, добавить к ним что-то из собрани€ √ћ»», расположить экспозицию в бывшем здании »нститута философии (√олицынский музей), вход€щем в состав "ћузейного городка" на ¬олхонке, в ћоскве по€витс€ "самый старый в мире музей современного искусства" (как бы странно это сочетание не выгл€дело).

”никальное собрание картин ћатисса, ѕикассо и других выдающихс€ художников способно сильно повысить статус новой художественной институции, котора€, как подчеркивает јнтонова, может и не быть частью √ћ»», но факту ею будет €вл€тьс€.

Ќикаких особых преп€тствий к такому решению она не видит, по ее мнению, это "право государства — изъ€ть часть коллекции и передать в другой музей, если государство считает это целесообразным". "ѕроизведени€ искусства — государственна€, а не эрмитажна€ собственность. “ак же, как и наши картины — это не собственность музе€. ћы только храним, а государство имеет право изымать и передавать". ќднако именно в этом вопросе у јнтоновой есть оппоненты.

Ёрмитаж хочет неприкосновенности.    ѕрежде всего, это ћихаил ѕиотровский. ¬о врем€ пр€мой линии президент сразу обратилс€ к директору Ёрмитажа, который очень воврем€ оказалс€ на св€зи (что дало повод наблюдател€м говорить о хорошей подготовке выступлени€ јнтоновой), с вопросом: а ваше какое мнение?

ѕиотровский был, веро€тно, застигнут врасплох, и сумел лишь сказать несколько непон€тных широкой публике слов о том, что "музейные дела стыдно выносить на обсуждение", что это "ссорит людей", "вымывает интеллигентность из наших отношений", и даже употребл€л такие выражени€, как злость, донос, и драка. Ќепосв€щенным это могло показатьс€ странным.

ѕозже директор Ёрмитажа сформулировал свое отношение, которое оказалось весьма резким. "ћы должны быть неприкосновенны", — сказал ѕиотровский, и отметил, что начинать восстанавливать музеи, которые пострадали от действий советской власти, нужно с Ёрмитажа, "поскольку он пострадал куда больше остальных".

 

ѕересмотр результатов национализации:   ¬ российском правовом пространстве нерешенными остались несколько важных вопросов, прежде всего, это вопросы реституции. —кандалы в этой области были вызваны отсутствием определенности в позиции российского государства по отношению к перемещенным ценност€м, трофе€м, национализированному имуществу.

¬ общем, как ни странно, но вопрос собственности дл€ этого, по видимости культурного, спора — центральный. Ѕудет ли создан прецедент, который позволит в дальнейшем решать проблемы музейных собраний волюнтаристским образом? »ли будут созданы механизмы, позвол€ющие охран€ть целостность музейных коллекций, которые €вл€ютс€, в лучших своих случа€х, результатом сложной профессиональной работы?

—ейчас предложение »рины јнтоновой, например, поддерживает внук ўукина јндре-ћарк ƒелок-‘уко, потому что считает это первым шагом к возвращению и самих коллекций: "»де€ г-жи јнтоновой означает отмену преступного приказа —талина 1948 года. јналогична и цель моей семьи — добитьс€ отмены российским правительством указа Ћенина 1918 года, разграбившего коллекцию ўукина.  ак € могу в такой ситуации не поддержать усилий г-жи јнтоновой?"

¬опрос о возвращении части бывших собраний музеев дл€ –оссии, с ее перелопаченным во врем€ бесконечных культурных революций наследием, при которых, как правило, законы приспосабливали к сиюминутным нуждам, может сильно всполохнуть музейное сообщество, понимающее, что в Ёрмитаже процесс начнетс€, но не кончитс€.

Ќельз€ вернутьс€ в прошлое

≈сть и еще одно обсто€тельство. —оздание в ћоскве музе€ "нового западного искусства", в котором основу коллекции состав€т работы художников конца XIX — начала XX века, кажетс€ уместным только люд€м, не понимающим, насколько все изменилось в этой области в XXI веке.  онечно, »рина јнтонова — очень уважаемый музейщик, но она не слишком большой авторитет в области современного искусства. —ама она вспоминает: "¬ 1960 году мне довелось быть комиссаром на Ѕиеннале в ¬енеции. я тогда здорово во все это вникла, но это был 1960-й, с тех пор произошло много изменений". ƒействительно, за 50 лет изменений произошло так много, что сегодн€ концепци€ музе€ современного искусства должна выгл€деть совершенно иначе, чем в 1923 году, и чем в 1948-м.

— тех пор и √ћ»» и Ёрмитаж тоже изменились, в том числе и благодар€ коллекци€м ўукина и ћорозова. «наменитый историк искусства јндрей „егодаев занималс€ распределением работ между √ћ»» и Ёрмитажем и вспоминал об этом так:

"ћузей изобразительных искусств имени ѕушкина прославили на весь мир не гипсовые слепки античной и ренессансной скульптуры и даже не шедевр –ембрандта "Ёсфирь, јман и јртаксеркс"… ƒо войны он был второстепенным музеем. ќн прославилс€ благодар€ картинам ћузе€ нового западного искусства. «акрыть такой музей в ћоскве было вандализмом. Ќо вследствие того, что картины из него попали в ѕушкинский музей, он вошел в число самых знаменитых музеев мира".

 ак √ћ»» отнесетс€ к идее вернуть картины в помещение особн€ка ћорозова на ѕречистенке, где собственно и располагалс€ √ћЌ«»?
”важение к истории возникает, в том числе, и от уважени€ к ее течению, к тому, как складываютс€ и наслаиваютс€ друг на друга пласты времени.

Ќельз€ отменить прошлое. 1948 год уже не вернешь, даже самой сильной волей на свете; прошедшие с тех пор п€тьдес€т лет тоже стали историей. Ѕлагодар€ усили€м не одного поколени€ людей, вложивших свой труд и в собрание Ёрмитажа, и в собрание √ћ»», эти два крупнейших российских музе€ составл€ют гордость –оссии.

» могли бы, объединившись, устроить например, огромную выставку в пам€ть коллекций ћорозова и ўукина, где работы классиков западного авангарда висели бы р€дом с произведени€ми их российских современников и последователей. “ака€ выставка, подготовь ее тщательно и толково музейное сообщество, могла бы стать событием не только дл€ ћосквы и ѕетербурга, но и дл€ всего мира. ¬ общем, есть разные способы, не только вз€ть и поделить…

источник –»ј Ќовости http://ria.ru/analytics/20130503/935734942.html#ixzz2YTpb9MCQ

»“ќ√» ќЅ—”∆ƒ≈Ќ»я:

ћузей нового западного искусства, вокруг воссоздани€ которого разгорелись жаркие споры, пока будет виртуальным. —оответствующее распор€жение подписал накануне глава министерства культуры ¬ладимир ћединский.



ћузей западного искусства будет пока лишь виртуальным

1 июл€ стало известно, что »рина јнтонова покидает пост директора √ћ»» им. ѕушкина, который она возглавл€ла с 1961 года.

 

дополнительно: http://www.moscow-post.com/culture/muzejnaja_podtasovka_ili_kak_medinskij_s_piotrovskim_antonovu_podstavili11630/

–убрики:  ћ”«≈» –ќ——»»
Ѕольша€ коллекци€ публикаций о музе€х –оссии.
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



Ћена-Ѕирюсинка   обратитьс€ по имени —реда, 10 »юл€ 2013 г. 21:08 (ссылка)
“еперь ещЄ музейщики будут воевать (( Ќу это совсем уже....я бы оставила всЄ как есть, и не потому что € живу в ѕитере...просто так уж сложилось исторически, и € думаю перетасовывать нет смысла.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 10 »юл€ 2013 г. 22:44ссылка
»сторически их похители у ћосквы.—огласна, что лучше оставить,как есть. ¬опрос реституции такой сложный, только тронь и все посыпетс€...
‘ормально все должно принадлежать догадываетесь кому?
Flowering_Iris   обратитьс€ по имени —реда, 10 »юл€ 2013 г. 23:07 (ссылка)
ћосква, как всегда, все гребет под себ€. Ћично € не представл€ю Ёрмитажа без коллекции импрессионистов, приезжа€ в ѕитер, € в Ёрмитаж-то практически иду из-за них (как, впрочем, и в ћоскве)
—читаю, что пойти на поводу у јнтоновой - это значит создать прецедент, а там, кто знает, что начнетс€. Ќадеюсь, у ѕутина хватит здравого смысла.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 10 »юл€ 2013 г. 23:25ссылка
»сторически их похители у ћосквы. “очнее, сначала у ўукина и ћорозова,а затем из музе€. »з ћосквы.»з ћузе€ нового западного искусства, расформированного в 1948 году по приказу —талина.
ѕерейти к дневнику

„етверг, 11 »юл€ 2013 г. 00:47ссылка
Barmani, исторически да. Ќо это было очень давно. » если сейчас создать этот прецедент, пожалуй, многие музеи начнут тасовать свои коллекции, а там, гл€дишь, и прежние владельцы потребуют реституции. » с чем в результате останетс€ –осси€? ј потом, не одно поколение уже привыкло к тому, что где находитс€))  ому и зачем нужно что-то мен€ть?
ѕерейти к дневнику

„етверг, 11 »юл€ 2013 г. 00:58ссылка
я написала свое мнение:
—огласна, что лучше оставить,как есть. ¬опрос реституции такой сложный, только тронь и все посыпетс€...
‘ормально все должно принадлежать догадываетесь кому?
 ак мне известно, потомки ўукина и ћорозова отстаивают в судах свое право...
ѕерейти к дневнику

„етверг, 11 »юл€ 2013 г. 23:48ссылка
"гребет под себ€". грубо очень грубо и некрасиво и стыдно.
ѕерейти к дневнику

„етверг, 11 »юл€ 2013 г. 23:51ссылка
¬итаЌика, стыдно должно быть ћоскве.ƒл€ многих москвичей цивилизованна€ жизнь заканчиваетс€ за ћ јƒом. ’от€ лично €, в отличии от очень многих, против москвичей ничего не имею. Ћюди везде есть разные, хорошие и плохие.
Ћена-Ѕирюсинка   обратитьс€ по имени „етверг, 11 »юл€ 2013 г. 01:37 (ссылка)
я так понимаю ѕитер у ћосквы ничего не похищал...музей расформировали, и коллекцию разделили. Ёрмитаж же не сам лично эти картины прихватизировал...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Barmani   обратитьс€ по имени „етверг, 11 »юл€ 2013 г. 01:39 (ссылка)
я опубликую, как все было, завтра или послезавтра, загл€дывайте.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬итаЌика   обратитьс€ по имени „етверг, 11 »юл€ 2013 г. 23:49 (ссылка)
ѕусть останетс€ все, как теперь есть. »наче последстви€ непредсказуемы.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 12 »юл€ 2013 г. 00:07ссылка
„итайте, чем все закончилось, € опубликовала. » историю коллекций тоже.
(2 новых поста)
Barmani   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 12 »юл€ 2013 г. 23:54 (ссылка)
»« ¬» »ѕ≈ƒ»»:
¬о врем€ ¬торой мировой войны собрание ћорозова вместе со всеми музейными коллекци€ми было эвакуировано в Ќовосибирск, а по возвращении в ћоскву в 1944 году предметы искусства долго оставались в €щиках нераспакованными, наход€сь в ћузее восточных культур.

¬ 1948 году началась борьба против всех форм Ђкосмополитизмаї, в том числе формализма и импрессионизма в живописи. ћузейный отдел  омитета по делам искусств планировал разбросать картины по провинциальным музе€м, а некоторые и вовсе уничтожить. ќднако подобный подход не был одобрен, и хот€ Ђћузей нового западного искусстваї был ликвидирован 6 марта 1948 года постановлением —овета ћинистров ———–, его коллекци€ была поделена (без какого-либо художественного принципа) между ћузеем изобразительных искусств им. ј. —. ѕушкина и Ёрмитажем

ƒолгое врем€ коллекци€ ћорозова не была доступна публике, и лишь в 1955 году в ћоскве и в 1956 году в Ћенинграде часть картин оказалась в посто€нной экспозиции Ёрмитажа.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку