-–убрики

 -ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Barmani

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.07.2011
«аписей: 4033
 омментариев: 5183
Ќаписано: 13883


ћнени€ о личности и де€тельности ѕетра I =9 июн€ - 344 года первому российскому императору ѕетру јлексеевичу –оманову

—уббота, 21 январ€ 2012 г. 14:05 + в цитатник

   4498623__1_ (305x94, 29Kb)   

2018 год и начало сайта 1478122922_yayaya_ya (271x52, 22Kb)  «ƒ≈—№

—айт о самых красивых старинных русских городах, 
 их историко-культурном наследии, 
традици€х, праздниках, замечательных люд€х  

 4498623_1 (300x300, 61Kb)ѕ”“≈¬ќƒ»“≈Ћ№ ѕќ —ј…“”  4498623_1 (300x300, 61Kb) –убрики «ƒ≈—№(ссылка)4498623_1 (300x300, 61Kb)—ергиев ѕосад «ƒ≈—№(ссылка)

4498623_1 (300x300, 61Kb) јЌјЋ Ќј YOU TUBE «ƒ≈—№ (ссылка)4498623_ISTORIChESKIE_GORODA_ROSSII_ (529x211, 318Kb)                

 

ƒалее - публикации 2015 года

4498623_ISTORIChESKIE_GORODA_ROSSII (566x146, 71Kb)

  «ј ѕетр ¬еликий, который один есть цела€ всемирна€ истори€!»

ј.—. ѕушкин.

»з письма к ѕ.я. „аадаеву. 19 окт€бр€ 1836 г.

«а три столети€, прошедшие со дн€ смерти императора ѕетра I јлексеевича и в отечественном общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и де€тельности. ќценки эти, зачастую, противоположны, причем так было изначально и между собой спорили уже современники ѕетра. —подвижники императора вс€чески восхвал€ли его, считали его де€ни€ великими (недаром еще при жизни ѕетра —енат преподнес ему официальный титул «¬еликий»), видели в нем идеал монарха. ј противники петровских реформ называли цар€ антихристом, €вившимс€ на «емлю дл€ уничтожени€ христианского мира.

ћногоплановость и противоречивость оценок личности и де€тельности ѕетра I сохранились до сих пор. ћожно выделить три основные группы мнений и оценок:

ј. «ѕанегиристы» (панегирики ѕетру возникли еще при его жизни)

Ѕ. «ќбличители» (обличени€ ѕетра также по€вились при его жизни)

¬. «ќбъективисты» (признающие заслуги в де€тельности ѕетра, но показывающие, одновременно, многие недостатки его де€ний).

“ем не менее, личность и де€тельность ѕетра I посто€нно находитс€ в центре общественного внимани€. ¬ одной из отечественных дореволюционных работ, был отмечен характерный научный парадокс: с одной стороны, «эпоха ѕетра ¬еликого давно уже стала досто€нием прошлого», но, с другой — «мы как будто все еще стоим под оба€нием этого времени, как будто все еще не пережили этой тревожной, лихорадочной поры и не в силах отнестись к ней вполне объективно». ѕричины такой ситуации виделись в том, что «великий император ребром поставил вопросы, которых мы и до сих пор окончательно не решили…» (≈.‘. Ўмурло). Ёто отразилось и на литературе, посв€щенной петровским преобразовани€м, котора€ «скорее напоминает судебные речи в защиту или в обвинение подсудимого, чем спокойный анализ научной исторической критики». ј согласно несколько ироническому отзыву ¬.ќ.  лючевского, «часто даже вс€ философи€ нашей истории сводилась к оценке петровской реформы: посредством некоторого, как бы сказать, ученого ракурса весь смысл русской истории сжималс€ в один вопрос о значении де€тельности ѕетра, об отношении преобразованной им новой –оссии к древней».



1. ќЅўјя ќ÷≈Ќ ј Ћ»„Ќќ—“» » ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ѕ≈“–ј I

ј. «ѕјЌ≈√»–»—“џ»:

ѕетр ¬еликий — уникальна€ личность во всей русской истории. ѕетр полностью разрушил сложившийс€ столети€ми образ русского цар€. ѕетр ввел множество изумл€вших современников новшеств в придворный быт и повседневную жизнь двор€н. ќн и сам изумл€л современников своей одеждой, поведением, манерой общени€.

¬ отличие от всех предшествующих российских государей, он лично участвовал во всех своих начинани€х. Ёто он находилс€ в пекле сражений, не жале€ живота своего. Ёто он одерживал блистательные победы над сильным непри€телем. Ёто он странствовал по бездорожью –оссии, а также по столицам западноевропейских дворов, чтобы возвести страну в ранг европейских государств, это он, нар€ду с другими кораблестроител€ми, работал топором, овладел в совершенстве кораблевождением и артиллерийским делом, фортификацией и градостроительством.

ћногим современникам импонировала простота цар€, его неприхотливость, умение, напр€га€ волю, физические и нравственные силы, преодолевать преп€тстви€. —овременников поражало то, что царь, как простой бомбардир участвовал в осаде јзова, а во врем€ торжественного шестви€ в ћоскве по поводу вз€ти€ јзова, шагал в общей колоне с протазаном на плече. ≈го отец, јлексей ћихайлович, никогда не покидал собственные покои без сопровождающей его свиты. ј ѕетр јлексеевич не гнушалс€ ездить в двуколке без свиты и охраны. ”дивление вызвал тот факт, что в 1697 году ѕетр не возглавил ¬еликое посольство, а отправилс€ в заграничный во€ж одним из членов этого посольства, да еще и под чужим именем — ѕетр ћихайлов. Ќо еще более обескуражило современников то, что заграницей царь, приобрет€ экипировку простого плотника, сам усердно трудилс€ над сооружением корабл€, училс€ этому мастерству и даже получил диплом кораблестроител€.

Ќе страшась смерти, подверга€ собственную жизнь ѕетр, про€вл€€ чудеса личной храбрости нередко находилс€ в самой гуще бо€, а в ходе ѕолтавского сражени€ вообще только его личный пример воодушевил солдат, когда он повел войска в контратаку.

÷арь игнорировал давний обычай, в соответствии с которым физический труд считалс€ зазорным дл€ государ€ и дл€ бо€р. — полной самоотдачей и рвением он овладевал разнообразными ремеслами от плотничьего и кузнечного до ремесла хирурга и дантиста (он мог сам вырвать у кого-нибудь больной зуб!).

ѕетр, в отличие от своих предшественников и ближайших преемников, не ограничивал свои об€занности актом торжественного приема иностранных дипломатов, а вступал с ними в переговоры, мину€ учреждени€, ведавшие дипломатией.

 

—видетельства иностранцев:

 урфюрстина —офи€ √анноверска€: «…ќн призналс€ нам, что не очень любит музыку. я его спросила: любит ли он охоту? ќн ответил, что отец его очень любил, но что у него с юности насто€ща€ страсть к мореплаванию и к фейерверкам. ќн нам сказал, что сам работает над постройкой кораблей, показал свои руки и заставил потрогать мозоли, образовавшиес€ на них от работы… Ќадо признать, что это необыкновенна€ личность… Ёто государь одновременно и очень добрый, и очень злой, у него характер — совершенно характер его страны. ≈сли бы он получил лучшее воспитание, это был бы превосходный человек, потому что у него много достоинства и бесконечно много природного ума».

»таль€нский певец ‘илиппо Ѕалтари: «÷арь ѕетр јлексеевич был высокого роста, скорее худощавый, чем полный; волосы у него были густые, короткие, темно-каштанового цвета, глаза большие, черные, с длинными ресницами, рот хорошей формы, но нижн€€ губа немного испорчена; выражение лица прекрасное, с первого взгл€да внушающее уважение. ѕри его большом росте ноги мне показались тонкими, голова у него часто конвульсивно дергалась вправо».

ƒатский посланник в –оссии ёст ёль: «…ќн тотчас же сел за стол, пригласил мен€ сесть возле себ€ и тотчас же начал разговаривать со мною без толмача, так как сам говорил по-голландски настолько отчетливо, что € без труда мог его понимать; со своей стороны он понимал, что € ему отвечал… ÷арь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые волосы и довольно большие усы, но весьма проницателен и умен… ÷арь развлекаетс€ точением и, путешеству€, возит станок за собою. ¬ этом мастерстве он не уступает искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры…».

Ќарвский пастор —имон ƒитрих √еркенс: «ќбыкновенно его величество вид€т в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха… —ледует, кроме того, признать, что его величество благочестив и от природы добр и милостив. √овор€т также, будто его величество желал бы по-доброму реформировать и улучшить русское вероисповедание, как он уже дл€ людей, переход€щих в русскую веру, отменил в обр€де крещени€ погружение в воду, прежде требуемое.  роме того, он разрешил не соблюдать в своей армии прин€тые у русских долгие и строгие посты, во врем€ которых им совсем нельз€ есть м€со…»

 

Ѕ. «ќЅЋ»„»“≈Ћ»»:

ѕетр I полностью разрушил идущую с древности традицию в представлени€х о личности российского государ€. ≈го показна€ простота, одежда, поведение, манера общени€ — всЄ это было заимствованным, чужим, противоречащим национальным и религиозным традици€м –оссии. Ќо всЄ это делалось ѕетром совершенно сознательно, он стремилс€ к разрушению традиций, к уничтожению всего традиционно русского.

≈го лична€ жизнь и поведение не может вызывать ничего, кроме осуждени€. ѕетр впервые узаконил нравственную распущенность при царском дворе. »менно он, еще в юности учредив «¬сепь€нейший собор», ввел в качестве нормы при царском дворе безудержное пь€нство и публичные разгулы. ѕетр отличалс€ распутством, дл€ него узы брака ничего не значили, у него было множество любовниц. –аспутство, поощр€емое царем, господствовало и при императорском дворе. ”жасно то, что ѕетр даже не скрывал своих низменных страстей, наоборот, вс€чески демонстрировал их публично. “ем самым ѕетр разрушал в глазах подданных образ православного русского цар€, создававшийс€ столети€ми. ј, значит, ѕетр собственным поведением дал начало процессу разрушени€ нравственных основ российской государственности.

ѕри ѕетре происходит десакрализаци€ как персоны цар€, так и идеи власти и самой государственной власти. ¬ отличие от предшественников на русском престоле, ѕетр не поставил перед –оссийской империей каких бы то ни было духовных целей. —ледовательно, произошел разрыв с предшествующей духовной русской традицией, в соответствии с которой –оссийское государство есть, прежде всего, государство истинной православной веры. ”шли в прошлое пышные церемониальные церковные шестви€ государ€ с участием множества церковных и светских чинов. ј это значит, что обращени€ цар€ к Ѕогу перестали быть публичными молитвами православного государ€ за свой православный народ. ÷арь ѕетр прекратил исполн€ть один из важнейших дл€ –оссии государственных ритуалов, свидетельствующий о заступничестве государ€ перед Ѕогом за народ и государство, данное ему √осподом. ƒаже подчинив ÷ерковь государству, ѕетр, по сути дела, отказалс€ от сакральной, св€щенной функции русской государевой власти.

ќтказ от исполнени€ государством духовных задач вел и к иному пониманию отношений государства с ÷ерковью. ¬ своем стремлении все подчинить государственной целесообразности ѕетр I нарушил еще одну древнюю русскую традицию — полностью подчинил себе ÷ерковь, превратив ее в одну из структур общего государственного аппарата. Ёто произошло в ходе церковной реформы, котора€ проводилась в течение всей первой четверти XVIII века. ”ничтожение самосто€тельности ÷еркви трагическим образом сказалось на всей последующей русской истории.

» недаром уже при жизни ѕетра в народном мнение распростран€етс€ убеждение, что царь ѕетр — это не царь, а антихрист. »ли другое убеждение — цар€ ѕетра подменили в детстве на «немчина». –азрушение нравственных начал –оссийской государственности привело к тому, что уже в момент возникновени€ –оссийской империи был заложен ее трагический конец.

—видетельства современников, представителей простого народа:

Ћебедка, духовник кн€з€ ј.ƒ. ћеншикова: «ѕетр — антихрист. ќн сына своего не пощадил, бил его и царевич не просто умер. «намо, что де государь его убил…»

ћонах, бывший капитан Ћевин: «ѕоследние времена пришли… Ќыне у нас не царь, а антихрист — заставл€ет нас, монахов, есть м€со и с женами жить…».

 ресть€нин —тарцев: « акой де это царь, он де антихрист, а не царь, царство свое покинул и знаетца с немцами и живет все в Ќемецкой слободе, в среду и в п€тку ест м€со. »нова де антихриста не ждите, тот де он антихрист».

Ќародное мнение: «√осудар€ де цар€ ѕетра јлексеевича и государ€ царевича на ћоскве нет, изведены, извели бо€ре да немцы, вместо него царствует антихрист».

ƒь€кон „удова монастыр€ »она  ириловец говорил о подмененном ѕетре: «√осударь де не царь и не царского поколени€, а немецкого…  огда были у государыни царевны Ќатальи  ирилловны ср€ду дочери и тогда государь, царь јлексей ћихайлович, на нее, царицу, разгневалс€… » когда де приспел час ей родить дщерь, и тогда она, государын€, убо€сь его, государ€, вз€ла в обмен из Ќемецкой слободы младенца мужеска полу, из Ћефортова дворца…»

ћнение неких крепостных кресть€н: «√осударь де не царского колена, немецкой породы, а великого государ€ скрали немцы у мамок, в малых летех, а вместо ево подменили инова. Ќемцы лукавы, лик под лик подвод€т».

Ќекий кресть€нин: «√осударь всю свою землю выпустошил, остались де только душой да телом… √осудар€ на ћоскве нет. —емь лет в плену, а на царстве сидит Ќемчин. ¬от де тыс€чи с четыре стрельцов порубил. ≈сть ли б де он был государь, стал ли б так свою землю пустошать».

 

¬. «ќЅЏ≈ “»¬»—“џ»:

ѕетр I — сложна€, противоречива€ личность. ¬ его натуре сочетались совершенно противоположные качества. ƒоброта, иногда доходивша€ до необъ€снимого всепрощени€ (так он относилс€ к своим любимцам, к тем, кому полностью довер€л, например, к ј.ƒ. ћеншикову) и жестокость, переходивша€ в столь же необъ€снимое зверство (личное участие в казн€х стрельцов, личное присутствие при пытках сына царевича јлексе€). —клонность к неспешному философскому осмыслению действительности, любовь к мудрости (например, его беседы с немецким философом Ћейбницем) и активна€ де€тельность, личное участие во всех начинани€х, торопливость и импульсивность в прин€тии решений. —тремление к устроению своей жизни и жизни народа по строгим, рациональным правилам, жестка€ регламентаци€ самых сокровенных сторон жизни человека (например, об€зательное посещение церкви, об€зательные, четыре раза в год, исповедь и причастие) и собственное, нередко, безнравственное поведение. —мелость и мужество, не раз про€вленные в бо€х, и периодические приступы страха. Ѕезусловна€ лична€ религиозность и нелюбовь, а то и ненависть к ÷еркви и к традици€м православной веры. », наконец, искреннее желание превратить –оссию в великую европейскую державу, имеющую большое политическое вли€ние, обладающую развитыми культурой и наукой, мощной промышленностью и полное отрицание старых русских традиций, непри€тие древней –оссии, погр€зшей, как считал ѕетр, «во мраке невежества», т.е. непри€тие реальной –оссии.

Ќо все эти личные, противоречивые качества ѕетр I сумел подчинить главной идее — идее служени€ ќтечеству и де€тельному преобразованию своего ќтечества в новых исторических услови€х. » в этом его величие. ѕоэтому можно сказать, что в личности ѕетра преломились и отразились те объективные потребности и те объективные противоречи€, которые существовали в –оссии в тогдашних конкретно-исторических услови€х.

 

ћнени€ историков:

Ќ.ћ.  арамзин: «явилс€ ѕетр... ќн сквозь бурю и волны устремилс€ к своей цели: достиг — и все переменилось! —ею целью было не только новое величие –оссии, но и... присвоение обычаев европейских... ѕотомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славные подвигам. ќн имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, де€тельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блест€щую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ћивонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состо€ние торговлю, рудокопни, завел мануфактуры, училища, академию, наконец поставил –оссию на знаменитую степень в политической системе ≈вропы. ...Ќо мы, росси€не, име€ перед глазами свою историю, подтвердим ли мнение несведущих иноземцев и скажем ли, что ѕетр есть творец нашего величи€ государственного? «абудем ли кн€зей московских: »оанна I, »оанна III, которые, можно сказать, из ничего воздвигли державу сильную, и,— что не менее важно, учредили твердое в ней правление единовластное? », слав€ славное в сем монархе, оставим ли без замечани€ вредную сторону его блест€щего царствовани€?..

ƒеды наши, уже в царствование ћихаила и сына его присваива€ себе многие выгоды иноземных обычаев, все еще оставались в тех мысл€х, что правоверный росси€нин есть совершеннейший гражданин в мире, а —¬я“јя –”—№ — первое государство. ѕусть назовут то заблуждением; но как оно благопри€тствовало любви к отечеству и нравственной силе оного! “еперь же, более ста лет наход€сь в школе иноземцев, без дерзости можем ли похвалитьс€ своим гражданским достоинством? Ќекогда называли мы всех иных европейцев Ќ≈¬≈–Ќџћ», теперь называем брать€ми; спрашиваю: кому бы легче было покорить –оссию — неверным или брать€м? “о есть кому бы она, по веро€тности, долженствовала более противитьс€? ѕри царе ћихаиле или ‘еодоре вельможа российский, об€занный всем ќтечеству, мог ли бы с веселым сердцем навеки оставить ее, чтобы в ѕариже, в Ћондоне, ¬ене спокойно читать в газетах о наших государственных опасност€х?

ћы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случа€х, гражданами –оссии. ¬иною ѕетр. ќн велик без сомнени€; но еще мог бы возвеличитьс€ больше, когда бы нашел способ просветить ум росси€н без вреда дл€ их гражданских добродетелей.   несчастью, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Ћефорта, который от бедности заехал в ћоскву и, весьма естественно, наход€ русские обычаи дл€ него странными, говорил ему об них с презрением, а все европейское возвышал до небес. ¬ольные общества Ќемецкой слободы, при€тные дл€ необузданной молодости, довершили Ћефортово дело, и пылкий монарх с разгор€ченным воображением, увидев ≈вропу, захотел сделать –оссию — √олландиею…»

—.ћ. —оловьев: «ѕетр не был вовсе славолюбцем-завоевателем и в этом €вилс€ полным представителем своего народа, не завоевательного по природе племени и по услови€м своей исторической жизни. √ений ѕетра высказалс€ в €сном уразумении положени€ своего народа, он сознал, что его об€занность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положени€ посредством цивилизации. “рудность дела представл€лась ему во всей полноте по возвращении из-за границы, когда он мог сравнить виденное на «ападе с тем, что он нашел в –оссии, котора€ встретила его стрелецким бунтом. ќн испытал страшное искушение, сомнение, но вышел из него, вполне уверовавши в нравственные силы своего Ќарода, и не замедлил призвать его к великому подвигу, к пожертвовани€м и лишени€м вс€кого рода, показыва€ сам пример во всем этом. ясно осознавши, что русский народ должен пройти трудную школу, ѕетр не усумнилс€ подвергнуть его страдательному, унизительному положению ученика; но в то же врем€ он успел уравновесить невыгоды этого положени€ славою и величием, превратить его в де€тельное, успел создать политическое значение –оссии и средства дл€ его поддержани€. ѕетру предсто€ла трудна€ задача: дл€ образовани€ русских людей необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей, которые, естественно, стремились подчинить учеников своему вли€нию, стать выше их; но это унижало учеников, которых ѕетр хотел сделать как можно скорее мастерами; ѕетр не поддалс€ искушению, не прин€л предложени€ вести дело успешно с людьми выученными, вполне приготовленными, но иностранцами, хотел, чтоб свои, русские, проходили де€тельную школу, хот€ бы это стоило и больших потерь, сопровождалось большими неудобствами... — какой бы точки зрени€ мы ни изучали эпоху преобразовани€, мы должны прийти в изумление перед нравственными и физическими силами преобразовател€, сфера де€тельности которого была бы так обширна».

  

2. ќ÷≈Ќ ј –≈‘ќ–ћ ѕ≈“–ј I

ј. «ѕјЌ≈√»–»—“џ»:

ќсобенность реформ ѕетра ¬еликого состо€ла в их обширности, в охвате своим вли€нием всех сторон жизни каждого подданного и государства в целом: они внесли новшества в экономику страны, в социальную структуру общества, во внешнюю политику, в культурную жизнь, в быт населени€, в систему управлени€ государством, в строительство вооруженных сил.

¬ результате реформаторских начинаний ѕетра мало кому известна€ ћоскови€ превратилась в –оссийскую империю, вли€тельную европейскую державу. —тановление –оссийской империи сопровождалось внедрением по крайней мере трех новшеств, позволивших –оссии зан€ть подобающее место среди европейских государств. ѕрежде всего, это создание военно-морского флота, в результате чего –осси€ превратилась в морскую державу. ¬торое новшество выражалось в создании регул€рной армии, располагавшей единой системой комплектации, едиными правилами обучени€ и снар€жени€, единообразной структурой, вооружением и военной формой. “ретье новшество — организаци€ регул€рной дипломатической службы, создание посто€нных представительств в европейских странах и учреждение посто€нных представительств европейских государств в –оссии. Ёто означало приобретение –оссией статуса европейского государства.

 

ћнение историков:

ћ.ѕ. ѕогодин: «ƒа, ѕетр ¬еликий сделал много в –оссии. —мотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешьс€. ћы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинутьс€ с места, не можем оборотитьс€ ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретилс€ с нами, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гул€нье — везде он, вс€кий день, вс€кую минуту, на вс€ком шагу! ћы просыпаемс€.  акой ныне день? 1 €нвар€ 1841 года — ѕетр ¬еликий велел считать годы от –ождества ’ристова, ѕетр ¬еликий велел считать мес€цы от €нвар€. ѕора одеватьс€ — наше платье сшито по фасону, данному ѕетром ѕервым, мундир по его форме. —укно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. ѕопадаетс€ на глаза книга — ѕетр ¬еликий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. ¬ы начнете читать ее — этот €зык при ѕетре ѕервом сделалс€ письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. ѕринос€тс€ газеты — ѕетр ¬еликий их начал. ¬ам нужно искупить разные вещи — все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы будут напоминать вам о ѕетре ¬еликом: одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле в его гавань, по его каналу, по его дороге. «а обедом от соленых сельдей и картофелю, который указал он се€ть, до виноградного вина, им разведенного — все блюда будут говорить вам о ѕетре ¬еликом.

ѕосле обеда вы едете в гости — это ассамбле€ ѕетра ¬еликого. ¬стречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию ѕетра ¬еликого. ѕойдем в университет — первое светское училище учреждено ѕетром ¬еликим. ¬ы получаете чин — по “абели о рангах ѕетра ¬еликого. „ин доставл€ет вам двор€нство — так учредил ѕетр ¬еликий. ћне надо подать жалобу — ѕетр ¬еликий определил ее форму. ѕримут ее — перед зерцалом ѕетра ¬еликого. –ассуд€т — по √енеральному регламенту. ¬ы вздумаете путешествовать — по примеру ѕетра ¬еликого; вы будете прин€ты хорошо — ѕетр ¬еликий поместил –оссию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение и проч., и проч., и проч.».

Ѕ. «ќЅЋ»„»“≈Ћ»»:

–еформы ѕетра I принесли множество проблем –оссии. —амую большую выгоду от реформ получило двор€нство. Ѕолее того, благодар€ политике ѕетра в XVIII столетии впервые за все врем€ существовани€ –оссии двор€нство и в социальном, и в политическом, и в культурном отношени€х отделилось от собственного народа, превратилось в замкнутое сословие, воспитанное в нерусских традици€х.

 роме того, ѕетр, обеспечива€, с одной стороны, политическую поддержку двор€нства, а с другой, реша€ проблему большей самосто€тельности государства в экономическом отношении, совершил окончательное закрепощение кресть€нства. ѕроизошло это в 1718—1724 гг. в ходе проведени€ податной реформы. ћало того, что податна€ реформа усилила в 1,5—2 раза налоговый гнет населени€, так еще дл€ того, чтобы контролировать поступление налогов, в стране был установлен жесткий полицейский контроль — введена система паспортов и создана сеть контрол€ за передвижением населени€. „еловек, плат€щий т€гло, оказывалс€ чуть ли не навечно прикрепленным к своему месту жительства и без особого разрешени€ не имел даже права перемещени€.

≈ще одна проблема, порожденна€ ѕетром и значительно сказавша€с€ на российской истории, — это создание мощной бюрократической системы управлени€ страной, подчиненной единственно воле цар€. Ѕюрократическа€ система, созданна€ на основе принципа безусловного подчинени€ младшего старшему, в значительной степени подавл€ла инициативу людей. Ѕолее того, подчиненна€ «манию цар€», така€ система порождала отношени€, когда, по словам одного из современников ѕетра, кн€з€ ƒ.ћ. √олицына, не «законы управл€ют персонами, а персона законами». ƒругими словами — создавала услови€ дл€ полного произвола власть имущих.

»з такой политической системы вытекает и фаворитизм, который в XVIII веке буквально поразил –оссию. ”же при ѕетре всесильные временщики грабили страну как могли. ” того же ј.ƒ. ћеншикова, при всех его военных и государственных заслугах, прегрешений было не меньше, а может быть, и больше, ибо государственный и свой карман он путал посто€нно, а его личный бюджет одно врем€ превышал бюджет всего –оссийского государства! ¬озникша€ при ѕетре система государственного управлени€ определила на долгие годы и засилье иностранцев в российском бюрократическом аппарате.

Ќаконец, ѕетр I полностью подчинил государству ÷ерковь, превратив ее в одно из государственных учреждений. Ќа саму –усскую ѕравославную ÷ерковь государь смотрел тоже сугубо рационалистически. √лавной задачей было поставлено полное подчинение ÷еркви светской власти цар€ и изъ€тие материальных ценностей ÷еркви, столь необходимых дл€ обеспечени€ многочисленных петровских начинаний. ”ничтожение самосто€тельности ÷еркви породило множество духовных и социальных проблем, которые уже вскоре отозвались в русской истории трагическими последстви€ми.

 

¬. «ќЅЏ≈ “»¬»—“џ»:

ѕреобразовани€ ѕетра I проходили в реальных исторических услови€х. ≈динственным образованным сословием в то врем€ было только двор€нство, более того, именно двор€нство составл€ло единственную опору государственной, в том числе и царской власти, основу армии. ѕоэтому, естественно, что ѕетр, действу€ в реальной исторической обстановке, мог опиратьс€ в первую очередь на двор€нское сословие. Ќо, одновременно, он старалс€ сделать доступ в двор€нское сословие более открытым и законным. ѕочему и была прин€та “абель о рангах, котора€ определ€ла систему прохождени€ государственной службы: если выходец из низших сословий доставл€л своей службой пользу государству, он мог повышатьс€ в чинах и достигнуть сначала личного, а потом и потомственного двор€нства.

—оздание мощного государственного аппарата, бюрократии, тоже было необходимо, ибо бюрократическа€ государственна€ система создавала дополнительную опору дл€ самодержавной власти цар€. ќпира€сь на государственный аппарат, завис€щий только от воли государ€, открытый дл€ выходцев из разных сословий, ѕетр I получал значительную свободу в отношении двор€нства, переставал зависеть только от него. “аким образом бюрократический аппарат государственной власти становилс€ второй, нар€ду с двор€нством, опорой петровского самодержави€. ј в результате царь получал значительную свободу действий, благодар€ которой он мог проводить собственную волю во врем€ реформ. ј бюрократический аппарат €вл€лс€ исполнителем царской воли.

≈сли говорить об усилении крепостного права и эксплуатации кресть€нства в годы правлени€ ѕетра I, то, оп€ть же, это было неизбежно. –осси€ находитс€ в таких природно-климатических услови€х, которые не позвол€ют получать свободный прибавочный продукт дл€ решени€ значительных государственных задач, дл€ обеспечени€ безопасности внутри страны, дл€ обороны огромных границ. ѕоэтому в свое врем€ вполне закономерно возникла система принудительного изъ€ти€ прибавочного продукта у основного производител€ материальных благ — у кресть€нства. Ёта система и была крепостным правом. ƒругих систем обеспечени€ материального существовани€ государства в тот исторический период просто не существовало. ѕоэтому, естественно, что ѕетр использовал те возможности, которые были у него в распор€жении, а именно — усиление крепостной зависимости кресть€нства.

÷ерковь в допетровское врем€ представл€ла мощнейшего в –оссии феодального владельца. ¬ распор€жении ÷еркви находились огромные земли и другие материальные богатства. ѕетр относилс€ к ÷еркви очень рационально, ему потребовались ресурсы дл€ проведени€ своих реформ — эти ресурсы он нашел, в том числе, во владении ÷еркви. ѕоэтому наступление на ÷ерковь во многом определ€лось стремлением ѕетра поставить на государственную службу церковное имущество и церковных людей (недаром было запрещено пострижение в монахи юношей — они должны были служить в армии, на флоте и т.д.).   тому же ÷ерковь, всегда пользовавша€с€ определенной независимостью от светской власти, была дл€ ѕетра помехой в проведении его начинаний. Ёто тоже послужило причиной проведени€ довольно жесткой политики в отношении ÷еркви, в результате чего ÷ерковь была официально подчинена лично императору и превратилась всего лишь в один из государственных институтов, нар€ду с другими коллеги€ми.

 

3. ≈¬–ќѕ≈»«ј÷»я –ќ——»»

ј. «ѕјЌ≈√»–»—“џ»:

≈ще современник и сподвижник цар€ канцлер √.». √оловкин утверждал, что только благодар€ ѕетру I его подданные «из тьмы ничтожества и неведени€ вступили на театр славы и присоединились к образованным государствам европейским». ¬ самом деле, в ходе петровских реформ в –оссию впервые пришло светское образовани€ и светска€ культура. ¬первые была создана светска€ наука (јкадеми€ наук), получило развитие светское искусство. “аким образом, те культурные достижени€ ≈вропы, которые до ѕетра отрицались или же были доступны только очень немногим, теперь становились досто€нием если не всего народа, то значительной его части. √ений Ћомоносова и «олотой ¬ек русской культуры (XIX век) — это тоже результат петровских реформ по европеизации –оссии и свидетельство неизменной благости этих реформ дл€ –оссии.  

 

Ѕ. «ќЅЋ»„»“≈Ћ»»:

ƒо ѕетра I –осси€ развивалась естественным, органичным путем. ≈вропеизаци€ –оссии принесла т€жкие плоды — началось разрушени€ своеобразного, самосто€тельного русского мира, мира обладающего своими традици€ми, своей культурой, своими культурными и духовными ценност€ми. ÷арь ѕетр захотел втолкнуть –оссию на путь «апада, путь ложный и опасный. ѕетр подчинил –оссию вли€нию «апада; всем известное подражание «ападу доходило до неистовства. ¬ итоге –осси€ пошла путем слепого копировани€ и бездумного подражани€ странам «ападной ≈вропы во всем: €зыке, моде, традици€х, в культуре. ƒаже новую систему управлени€ государством ѕетру разработали западноевропейские советники. “акой путь бесполезен и бесплоден.

ѕетр I внес в русское общество разлад между сослови€ми, которого ранее не наблюдалось. √осударство, на силу которого уповал ѕетр, начало насильственно перекраивать жизнь целого общества на чужой, западный манер. Ќовые правила бытовой жизни вводились с ужасающим насилием.   примеру, мало того, что бороды были обложены налогом, так еще проводилось их насильственное острижение, а то бороды и с корнем вырывали, чтобы волосы на лице более не росли. —толь же насильственно вводились и другие правила «новой жизни».

ѕетр I фактически разделил –оссию на две части: с одной стороны находилось прав€щее сословие со своей иностранной столицей —анкт-ѕетербургом, с другой стороны — народ, с русской столицей, ћосквой. ѕри этом чиновничье население ѕетербурга совершенно оторвалось от собственного народа, более того, стало рассматривать его лишь как средство дл€ получени€ материальных выгод, совершенно при этом презира€ русский народ. ѕрезрение к –оссии скоро стало как бы принадлежностью образованного человека, целью которого было подражание «ападной ≈вропе.

“аким образом, европеизации стала дл€ цар€ и чиновничества средством дополнительного порабощени€ собственного народа, была окончательно уничтожена хоть кака€-то свобода народа. –усский царь получил значение деспота, а свободноподданный народ — значение раба-невольника в своей земле.

 

¬. «ќЅЏ≈ “»¬»—“џ»:

≈вропеизаци€ страны была вызвана объективными потребност€ми страны и началась задолго до ѕетра I. ≈ще его дед, царь ћихаил ‘едорович, начал преобразование армии на европейский манер (полки «нового стро€»). Ёту же тенденцию продолжил отец ѕетра, царь јлексей ћихайлович. ћножество европейских новшества по€вилось в культуре, в быту.

» все же европеизаци€ страны стала важнейшим итогом петровских преобразований. ѕод европеизацией следует понимать не только и не столько обрезание бород и укорачивание национального плать€, а обширный комплекс мер, нацеленных на повышение культурного уровн€ населени€, на его цивилизованное поведение в обществе, на внедрение современных форм промышленного производства и т.д. ѕод европеизацией следует подразумевать и распространение светского образовани€ (Ќавигацка€ школа, ћорска€ академи€, цифирные и гарнизонные школы и др.).

Ќесомненно, к европеизации –оссии относитс€ и нова€ система государственного управлени€, разработанна€ на западноевропейский манер (—енат, коллегии, городские магистраты и др.).   европеизации –оссии нужно отнести и создание мануфактурного производства, в результате чего в промышленном отношении –осси€ при ѕетре ¬еликом достигла грандиозных успехов: если в конце XVII в. в –оссии было 10–12 мануфактур, то к концу петровского царствовани€ их насчитывалось около сотни. ѕричем в разных сферах производства. ј сама –осси€ превратилась из импортера в экспортера промышленных товаров: железа, меди, полотна и др.

 

ћнение историков:

ѕ.я. „аадаев (русский мыслитель XIX в.): «ѕетр ¬еликий недооценил свой народ, когда захотел нат€нуть западный мундир на эту, в сущности, космополитическую цивилизацию, €вл€ющуюс€ досто€нием всех. Ќо грубый наставник сильного ребенка, ѕетр ¬еликий тем не менее открыл воспитаннику высокие судьбы, которые сулили ему стремительное движение к «ападу. Ќе отбрасывайте преимуществ, завоеванных этим движением; цена заплаченна€ вами за них, восполнена… ќставайтесь европейцами, продолжа€ быть русскими!»

—.‘. ѕлатонов: «¬о внешней политике ѕетр строго шел по старым пут€м, боролс€ со старыми врагами, достиг небывалого успеха на «ападе, но не упразднил своими успехами старых политических задач по отношению к ѕольше и к “урции. ќн много сделал дл€ достижени€ заветных помыслов ћосковской –уси, но не доделал всего. <...> ¬ политике внутренней ѕетр недалеко ушел от XVII века. √осударственное устройство осталось прежним: полнота верховной власти, формулированна€ царем јлексеем в словах ƒе€ний јпостольских, получила более пространное определение при ѕетре в –егламенте воинском, в указах, наконец, в философских трактатах ‘еофана ѕрокоповича. «емское самоуправление, не имевшее политического характера и имевшее характер сословный до ѕетра, осталось таким и при ѕетре. Ќад органами сословного управлени€, как и раньше, сто€ли учреждени€ бюрократические, и хот€ внешние формы администрации были изменены, общий тип ее оставалс€ неизменным: как и до ѕетра, было смешение начал личного с коллегиальным, бюрократического с сословным.

ƒе€тельность ѕетра не была и общественным переворотом. √осударственное положение сословий и их взаимные отношени€ не потерпели существенных изменений. ѕрикрепление сословий к государственным повинност€м осталось во всей силе, изменилс€ только пор€док исполнени€ этих повинностей. ƒвор€нство при ѕетре не достигло еще права владени€ людьми как сословной привилегии, а владело кресть€нским трудом лишь на том основании, что нуждалось в обеспечении за свою службу.  ресть€не не потер€ли прав гражданской личности и не считались еще полными крепостными. ∆изнь закрепощала их все более, но... началось это еще до ѕетра, а окончилось уже после него.

¬ экономической политике ѕетра, в ее задачах и результатах также нельз€ видеть переворота. ѕетр €сно определил ту задачу, к решению которой неверными шагами шли и до него — задачу подн€ти€ производительных сил страны. ≈го программа развити€ национальной промышленности и торговли была знакома в XVII веке теоретически —  рижаничу, практически — ќрдину-Ќащокину. –езультаты, достигнутые ѕетром, не поставили народного хоз€йства на новое основание. √лавным источником народного богатства и при ѕетре осталс€ земледельческий труд, и –осси€, име€ после ѕетра более 200 фабрик и заводов, была все-таки земледельческой страной, с очень слабым торговым и промышленным развитием.

» в культурном отношении ѕетр не внес в русскую жизнь новых откровений. —тарые культурные идеалы были тронуты до него; в XVII веке вопрос о новых началах культурной жизни стал резко выраженным вопросом. ÷арь јлексей — отчасти и царь ‘едор —вполне €вл€лись уже представител€ми нового направлени€. ÷арь ѕетр в этом пр€мой их преемник. Ќо его предшественники были ученики киевских богословов и схоластиков, а ѕетр был ученик западноевропейцев, носителей протестантской культуры. ѕредшественники ѕетра мало заботились о распространении своих знаний в народе, а ѕетр считал это одним из главных своих дел. Ётим он существенно отличалс€ от государей XVII века. “ак, ѕетр не был творцом культурного вопроса, но был первым человеком, решившимс€ осуществить культурную реформу. –езультаты его де€тельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общени€ со всем цивилизованным миром. Ќо не следует, однако, преувеличивать эти результаты. ѕри ѕетре образование коснулось только высших слоев общества и то слабо; народна€ же масса пока осталась при своем старом мировоззрении».

  

4. «Ќј„≈Ќ»≈ ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ÷ј–я ѕ≈“–ј I

ј. «ѕјЌ≈√»–»—“џ»:

¬ступив в права полновластного самодержца, ѕетр I решительно пришпорил «кл€чу истории». ¬ начале своего правлени€ он застал –оссию варварской страной, в которой не было собственной науки, светской культуры, образовани€. ∆есткой рукой правител€-реформатора повел он –оссию к мировому величию, ибо именно такого — мирового — величи€ желал ѕетр –оссии. »менно поэтому он вел столь активную внешнюю политику, в течение двадцати одного года боролс€ за выход –оссии к Ѕалтийскому морю и, победив в этой —еверной войне, исполнил наконец ча€ни€ многих поколений — вернул –оссии ее исконные прибалтийские земли. ѕобеда в —еверной войне превратила –оссию в мощную державу с границами от Ѕалтийского до ќхотского морей, с которой теперь приходилось считатьс€ всем европейским государствам. ј в результате ѕерсидского похода 1722—1723 гг. –осси€ приобрела земли на южном побережье  аспийского мор€. ѕеревернул ѕетр и внутреннюю жизнь –оссии. ќдин из первых биографов ѕетра I, ѕ.Ќ.  рекшин писал: «ѕетр кротким нравом воскресил –оссию полумертвую, воздвиже си€ющую, слабую в силе, малочувственную по имени своему сотвори камени подобную (им€ «ѕетр» означает «камень». — —.ѕ.), возвед€ от тьмы ко свету, от незнани€ к знанию, от бесчести€ к славе».

—ери€ сообщений " Ѕлистательный ѕ≈“≈–Ѕ”–√":
»сторические города
„асть 1 - Ѕлистательный ѕетербург
„асть 2 - ћ”«≈» –ќ——»»: Ё–ћ»“ј∆
„асть 3 - ћнени€ о личности и де€тельности ѕетра I =9 июн€ - 344 года первому российскому императору ѕетру јлексеевичу –оманову
„асть 4 - Ћетний сад после реконструкции
„асть 5 - *********************
...
„асть 35 - ѕолетаем? города –оссии, вид сверху =—јЌ “-ѕ≈“≈–Ѕ”–√ =¬»ƒ≈ќ
„асть 36 - јлые паруса -2018, —анкт-ѕетербург
„асть 37 - —анкт-ѕетербург: ѕарад цветов и оркестров и фестиваль Ђ»мператорские сады –оссииї-2018



ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку